«Учителю, научившему одной букве, служи сорок лет», — говорят.
Это изречение, которое иногда приписывают Пророку, а иногда восточным мудрецам, поистине достойно поклонения, как Кааба. Говоря это, мы имеем в виду человека, внесшего неизмеримый вклад в казахскую духовность, — Турсына Журбая. Искренне говоря, я считаю эту личность своим идеалом и люблю ее всем сердцем.
Ведь ценность любой вещи определяется только путем сравнения. По сравнению с трудами этого человека, нашими усилиями, нашим потом (если он вообще есть), это и в подметки не годится Турсеке. Я, несомненно, признаю это. Однако, когда я встретился с братом в тот раз, я совершенно не согласен с его мнением и замечаниями по поводу моего произведения, посвященного стихотворению Абая «Көзімнің қарасы».
Во-первых, из этого короткого разговора я всем сердцем понял, что Турсеке совершенно не читал нашу статью ниже, а просто высказался, поддавшись наговорам сторонних критиков (ведь всем известно, что единственная цель этих сплетников — посеять раздор между людьми и затем «согреть» ладони у разведенного ими пламени). Во-вторых, не скрою, что мое сердце осталось неудовлетворенным и разочарованным скудной информацией ученого о том, что «этот газель посвящен только женщинам».
Возможно, если бы он привел убедительные, неоспоримые доводы, сказав: «Ты, ребенок, возможно, не заметил вот таких и таких вещей», то разве мы, ничтожные, могли бы перечить брату и идти против его слов?
Как бы то ни было, мы ведь потомки и истинные наследники народа, оставившего изречение: «Нет греха в том, кто заблудился, главное — найти свою стаю…»
Эта статья ниже — не хвастовство «если имя не прогремит, то земля сгорит», а то, что я написал давно, когда многое меня беспокоило. Сегодня, немного прикрыв бороду и усы, я снова представляю ее вам.
Хочу еще раз напомнить вам, что это не попытка придраться к моему великому учителю, а выражение моего независимого, автономного мнения…
«Көзімнің қарасы»
(герменевтический анализ)
Ребенок — это как мост, связывающий твою душу с миром. Только через потомков ты можешь исправить свои жизненные ошибки и сожаления. Следовательно, можно сказать, что все дети — это новая возможность отца, воплощенная в новом теле. Древняя китайская пословица точно соответствует этой мысли. В философии «Насколько ребенок младше отца, настолько он и старше» кроется справедливое признание наследника будущего времени.
Для некоторых детей — это лишь жертва плотских утех или просто существо, появившееся в результате супружеской близости. Вряд ли стоит искать мысль об «ответственности» в рамках такого поверхностного понимания. Это также особо отмечается в знаменитом труде Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра».
Вот передо мной раскрытая книга Франца Кафки. Читая об отношениях между отцом и сыном в его произведении «Письмо отцу», спина покрывается мурашками. Конечно, здесь жестокость имеет другую подоплеку. Наше же письмо, наоборот, касается вопроса любви и привязанности. В мировой литературе, возможно, мало поэтов, так проникновенно писавших о любви отца и сына, как Абай. Единственным произведением, которое могло бы сравниться с таким чудесным газелем, было бы «Посвящение отцу» испанского поэта эпохи Возрождения Хорхе Манрике. Краткое содержание поэмы следующее. Поэт, сравнивая жизнь с рекой, говорит: «Смерть подобна бездонному морю, куда впадает эта река, все мы впадаем в нее». Скорбя о своем отце доне Родриго, поэт воспевает славу отца, сравнивая его храбрость и мудрость с Юлием Цезарем, а его правдивость и красноречие — с Цицероном. В основе этой поэмы, научившей принимать смерть как искусство, звучит еще одна мелодия, подобная свисту тростника. Эта мелодия очень близка к скорби Абая, оплакивающего своего отца Кунанбая и брата Оспана (Интересно, что сравнения хакима Кунанбая с Чингисханом и Александром, а Оспана — с Платоном и Сократом кажутся продолжением стихотворения Хорхе). Общая тема, связывающая оба произведения, — это тема чудесной любви между отцом и сыном. Именно это мы и намерены исследовать.
Когда стрелка времени переходит от Хорхе к сыну Кунанбая, группа упомянутых персонажей полностью меняется. Главное отличие здесь в том, что отец прославляет своего ребенка не после смерти, а при жизни. В связи с этим мы хотим максимально раскрыть следующий вопрос.
В гуманитарных науках, когда не говорят о закостенелых стереотипах, на первом плане стоят имена и слава известных авторитетов. Поэтому их имена привлекаются в качестве свидетелей больше, чем их труды. Интересно, что делать, если ваш разум, сердце, интуиция и познание совершенно не принимают факт, который эти «мудрецы» сочли правильным и одобрили?
До этого момента труд хакима, признанный тысячами ученых как «песнь любви», получивший название и имя, — стихотворение «Көзімнің қарасы».
А по нашему разумению, оно не имеет никакого отношения к «любви», в том числе к женщинам. Мы утверждаем, что это стихотворение Абая, посвященное Абдрахману, который, если не считать тела, был един душой, его истинной «любовью» в этом мире.
Көзімнің қарасы,
Көңілімнің санасы.
Битпейді ішімде,
Ғашықтың жарасы.
Действительно, Абдрахман был для Абая «черным глазом» и «разумом души». Он был истинным обладателем благосклонности, подобно тому, как Ибрай был желан для бия Балкожи: «Дитя, на которое я возлагал надежды». Добавьте к этому, что каждый ребенок — это ваше новое «видение» и «зрачок», вновь пришедшие в этот круглый мир.
Здесь, кажется, слово «лю