Министр обороны РК Нурлан Ермекбаев ответил на вопросы журналистов о взрыве на складе боеприпасов воинской части №28349 в Байзакском районе села Сарыкемер Жамбылской области. Агентство КазИнформ собрало вопросы, поднятые на встрече, и представило их вниманию читателей на основе материала, предоставленного пресс-службой министерства.
— Будут ли еще взрывы на месте происшествия, или нет? Можете ли вы сказать точно? Могут ли жители близлежащих населенных пунктов спокойно возвращаться домой и спать спокойно?
— Взрывов здесь не будет. Однако есть склады, которые тлеют, не горят, а именно тлеют. Другими словами, пламя везде потушено. Тем не менее, есть склады, которые после толчка ушли под землю, закопались. Оттуда идет тлеющий дым. Поскольку дым не прекращается, мы не можем остановить работу. Поэтому меры безопасности все еще должны соблюдаться. Как вы сами понимаете, если под обломками останется какая-либо мина, она может сдетонировать сама. Поэтому мы полностью оцепили территорию. Военные, саперы, пожарные будут работать до тех пор, пока мы не убедимся, что не осталось никаких опасных остатков. Вы спрашиваете о взрывах, но ведь взрывы бывают разные. Даже если это будет слабый взрыв, мы должны обеспечить безопасность людей, в том числе военнослужащих.
— Уважаемый господин министр, здесь было сказано, что хранилось около 500 тонн вооружения. Сколько из них взорвалось, сколько не взорвалось? Сколько всего тонн вооружения было доставлено в Арыс? Среди арсенала, вывезенного из Арыса, были ракеты. Если вы не хранили их на этом складе, куда вы их вывезли?
— Во-первых, это не военный склад, а база боеприпасов. Потому что по терминологии есть склад, есть место хранения, есть база, есть арсенал. В Арысе был арсенал. Эта база меньше арсенала. На этой базе хранились только инженерные боеприпасы. Инженерные боеприпасы при взрыве не улетают далеко, это одно. Во-вторых, его объем, количество в 7-8 раз меньше, чем в Арысе. Поэтому опасность гораздо ниже, чем в Арысе. Жилые дома расположены дальше от базы, чем в Арысе. Количество людей, проживающих в непосредственной близости, невелико.
— Но ведь, по сравнению с Арысом, человеческих жертв было больше?
— К сожалению, погибших больше, чем в Арысе. На данный момент установлено, что 12 человек погибли на месте происшествия. Все они военнослужащие и пожарные. Все они проявили пример мужества и пожертвовали своими жизнями, пытаясь потушить пожар.
— Какая конкретная сумма будет выплачена семьям погибших военнослужащих? Рассматривался ли вопрос о предоставлении жилья, квартир? Было ли принято решение о представлении погибших военнослужащих к награде? К каким наградам вы их представите?
— Погибшие военнослужащие и пожарные действительно достойны наград, другой поддержки и гордости. Поэтому, в соответствии с поручением Президента и Елбасы, а также законом, их семьям, детям будет оказана всесторонняя помощь, социальная поддержка. Помо