Ыбырай Алтынсарин придерживался принципа, что главной целью школы должно быть правильное воспитание ребенка. Это ясно видно из писем и отчетов просветителя, адресованных губернаторам и инспекторам. Известно, что главной целью царских властей при открытии школ на казахской земле было не столько образование казахских детей, сколько русификация казахского общества и политика колонизации через внедрение русской письменности. А Ы. Алтынсарин, ставя во главу угла, чтобы школа «способствовала увеличению среди казахов людей, вооруженных наукой и имеющих правильные взгляды», стремился привлекать к работе в школе грамотных учителей. В своем отчете о работе школ Тургайской области за 1882 год он пишет: «Принимая во внимание, что при начале обучения казахов необходимо иметь прежде всего способных преподавателей, я неоднократно пытался привлечь в школы Тургайской области людей, способных и опытных в педагогической деятельности».
Великий просветитель, будучи инспектором школ Тургайской области, в своей инструкции от 12 февраля 1883 года дает указания учителям по вопросам образования и воспитания. Особенно он отмечает, что квалификация учителя оказывает большое влияние на учебную и воспитательную работу, поэтому в образовании должны быть системные требования. В частности:
1) Учебная работа «должна вестись в каждой школе по заранее установленному плану, с использованием учебных пособий».
2) Изменение методов обучения негативно сказывается на качестве образования. Просветитель анализировал это следующим образом: «Некоторые молодые преподаватели, у которых еще не устоялось последовательное видение учебной и воспитательной работы, без разбора меняют учебные пособия… меняют и сами методы обучения и порядок преподавания предметов… такие преподаватели вводят учеников в заблуждение, а затем, обижаясь на то, что ученики не могут ответить на поставленный вопрос, сами начинают раздражаться, доходя даже до злобы на учеников».
3) Ограничение учителей только учебником, неспособность совершенствовать свои знания и навыки в рамках предмета, а также непонимание сути учебно-воспитательной работы негативно сказываются на образовании. Просветитель объясняет это так: «По моему опыту, такие преподаватели никогда не знакомятся должным образом с учебными пособиями, предлагаемыми педагогами, не читают их до конца, не обращают внимания на общее поведение учеников, их умственные способности, а также на особенности казахских детей по сравнению с русскими детьми в родном языке, и, не учитывая всего этого, не прилагают должных усилий».
4) Значение умения учителя правильно донести тему до ученика в образовании. Об этом просветитель говорит так: «Не могу не напомнить здесь, что преподаватель никогда не должен забывать, с кем он имеет дело. Он имеет дело с детьми, и если дети чего-то не понимают, то преподаватель не должен винить их, а должен винить себя за то, что не может им объяснить».
5) Э