Несмотря на то, что ноябрь относится к «налоговым месяцам», с начала месяца на внутреннем валютном рынке наблюдалась негативная динамика тенге. О причинах ослабления тенге и основных событиях на внешнем и внутреннем рынках рассказала заместитель председателя Национального банка Алия Молдабекова.
– В течение ноября, особенно в последние дни, мы наблюдали ослабление тенге. Чем это обусловлено?
— Динамика курса тенге отражает текущие тренды на внешних и внутренних рынках. В первую очередь, это – падение цен на нефть, начавшееся в конце октября. Стоит отметить, что цена на нефть снизилась по ряду причин. Основными из них являются: прогнозы избыточного предложения на рынке энергоносителей и намерение администрации президента США Байдена продать стратегические нефтяные резервы.
Далее ситуация только усугублялась, усилился риск скоординированного использования стратегических нефтяных резервов. Вчера президент США дал поручение Министерству энергетики подготовиться к высвобождению 50 млн баррелей нефти из стратегического нефтяного резерва с целью снижения цен на топливо. 32 млн баррелей из них будут пополнены в будущем. Белый дом отметил, что наряду с США на такой шаг пойдут и ряд других стран, таких как Великобритания, Китай, Индия, Южная Корея и Япония. Наблюдается новая волна COVID-19, охватившая Европу и США. Весь мир наблюдает, как европейские страны вынуждены вводить жесткие ограничительные меры.
На этом фоне стоимость нефти марки Brent достигла минимального значения – 77,58 долларов США за баррель. Вчера после существенной коррекции нефть упала до 8,2% 26 октября, достигнув отметки 86,4 доллара за баррель.
Продолжается глобальное укрепление доллара США против валют развитых, а также развивающихся стран. По мнению экспертов, переизбрание главы ФРС США Дж. Пауэлла на второй срок поддерживает тренд на нормализацию и дальнейшее ужесточение монетарной политики. Это приведет к укреплению американской валюты.
Вышеуказанные факторы привели к ослаблению валют развивающихся стран, в том числе и тенге. В прошлую пятницу турецкая лира ослабла на 15,5%, мексиканский песо – на 2,2%, южноафриканский ранд – на 1,4%. Российский рубль потерял более 1,5%, ослабев до 75 рублей за доллар США, на фоне геополитической неопределенности вокруг Украины, миграционного кризиса в Беларуси, а также обострения карабахского конфликта. В целом, с начала ноября индекс валют развивающихся стран снизился на 3,8%, а индекс DXY доллара США укрепился на 2,5% против валют развитых стран. Тенге ослаб на 0,4% с прошлой пятницы и на 1,2% с начала ноября.
– С внешними факторами понятно, а как формируются внутренние факторы для тенге? Ведь налоговый период должен был оказать поддержку тенге?
– Ухудшение динамики фундаментальных внешних факторов привело к росту спроса на иностранную валюту как со стороны юридических лиц, так и со стороны населения. Также конец календарного года традиционно характеризуется увеличением спроса на валюту, связанным с освоением бюджетов и исполнением контрактов.
На фоне восстановления экономической активности продолжается рост импорта. По итогам 9 месяцев текущего года импорт из России вырос на 24,7% по сравнению с 9 месяцами 2020 года и составил 12,1 млрд долларов США. Только по итогам третьего квартала текущего года импорт из России увеличился на 29,2% по сравнению с треть