Движи мое сердце, полонез мой,
Из тоски прозрачны очи мои.
Паду, обняв родную землю,
И буду плакать одна в степи.
(Д. Стамбеков)
«Туран и сам не заметил, как начал напевать эту мелодию.
— Ого, ты знаешь мелодию польского бунтаря? — только и воскликнул Семашко, как будто волшебная птица, трепетавшая в груди Турана, вдруг вспорхнула и улетела, и Туран растерялся, потеряв нить напева.
«Полонез» когда-то играла Наташа на пианино. Но Туран не знал, что это «Полонез», и что его написал «польский бунтарь». Просто он поселился в его сердце…
— Очень хорошо, что ты не знал. Можно любить произведения таких людей, не зная их самих. Тем не менее, я думаю, ты станешь будущим юристом, одним из талантливых столпов великой империи из киргизов. Поэтому тебе полезно знать все. Польский бунтарь — это Огиньский. Он участвовал в польском восстании под предводительством Костюшко против царя. Я тоже люблю «Полонез».
«Так как же?» — подумал Туран, сжимаясь внутри. — «Произведение человека хорошее, а сам он плохой. Плохой, потому что был против царя. Мой отец тоже выступил против царя. Значит, он тоже был плохим? Нет, господин следователь, это кажется ошибкой. Вы слушаете «Полонез» и наслаждаетесь мелодией. А как же его автор, разве он не вспоминается? Как можно его ненавидеть? До сих пор я думал, что владелица этой музыки — Наташа. Огиньский. Поляк. Бунтарь».
Так писатель Ш. Муртаза в романе «Красная стрела» описывает силу полонеза Огиньского, который дал силу сердцу молодого Турана, будущего великого деятеля — Турана Рыскулова, озлобленного колониальным гнетом.
Вот уже более 200 лет эта мелодия трогает сердца всех людей, независимо от их нации, религии и границ. Эта мелодия звучала из уст борцов за свободу, узников фашистских лагерей смерти, украшала собрания и праздники в отдаленных деревнях в мирные дни, исполнялась на всех инструментах, издавалась сотнями тысяч, а может, и миллионами экземпляров…
Мы все слышали ее по телевизору, радио, от уличных музыкантов. Но, возможно, не знали ее названия и автора. Действительно, «просто поселилась в наших сердцах».
Что это за особенное произведение? Кем был Огиньский, покоривший мир одним полонезом? Причина, по которой мы задаем такой вопрос, заключается в том, что многие этапы жизни Огиньского до сих пор неизвестны, и исследований о нем мало. Еще при жизни его окружало множество легенд, а многие его произведения были утеряны в смутные времена. Но все это не смогло стереть яркий образ великого композитора.
Михал Клеофас Огиньский родился 25 сентября 1765 года в знатной семье недалеко от Варшавы, Польша. Детство прошло там. Огиньский, получивший всестороннее образование от швейцарского педагога Жана Роле, был убежден родителями, что станет дипломатом. Музыке его обучал Ю. Козловский. Кроме того, в семье много говорили о музыке. Огиньский особенно любил фортепиано. Будучи в Вене, крупном музыкальном центре того времени, он посещал концерты. У Клеофаса был брат по имени Казимеж, который имел свой придворный театр и был композитором. В этом театре работало много талантливых музыкантов. На этом театре Михал Клеофас сам участвовал в концертах и пробовал писать музыку. Все это были первые шаги в становлении будущего композитора. Однако Огиньский не полностью посвятил себя музыке, считая, что общественно-политическая деятельность принесет больше пользы его народу. В 1784-1792 годах Огиньский занимался государственными делами. Он был избран в сейм, высший орган власти. Был послом в Голландии. По долгу службы он путешествовал по Западной Европе, набираясь жизненного опыта.
Первые пьесы и романсы М.К. Огиньского, а также его первый полонез не сохранились. Второй полонез фа-мажор был написан около 1792 года, после его возвращения из посольства. Как говорил сам Огиньский, этот полонез был рожден «из чувства непродолжительной, но безмятежной, счастливой любви». После этого люди начали обращать внимание на композиторское творчество Огиньского. Он придал новое художественное качество полонезам, которые раньше использовались только как танцы (полонез происходит от французского слова, означающего поль