Пресс-служба Акорды опубликовала выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на совещании по вопросам противодействия коррупции.
***
Уважаемые участники совещания!
Как всем вам известно, бескомпромиссная борьба с коррупцией – один из главных приоритетов нашей политики.
Для установления верховенства закона и построения подлинно правового государства, прежде всего, необходимо искоренить коррупцию. В последние годы мы предприняли ряд важных шагов в этой сфере.
Были приняты конкретные меры для качественной работы судов. В этой сфере не должно быть места судьям, не соответствующим требованиям.
За последние три года 174 судьи были уволены или понижены в должности. Это примерно в три раза больше, чем за предыдущие десять лет. С июля прошлого года в стране начала работать система административной юстиции.
За полгода в новые административные суды поступило 14 исков. Раньше 85% таких дел решались в пользу государственных органов. Сейчас же в половине случаев истцы выигрывают в суде.
Введена трехзвенная модель уголовного процесса. В результате прокуроры в прошлом году не допустили необоснованного привлечения к уголовному процессу около трех с половиной тысяч человек. Реализован ряд других институциональных мер. В частности, запрещено условно-досрочное освобождение граждан, осужденных за коррупционные действия.
К судьям, сотрудникам правоохранительных органов, давшим взятку и посредникам стали применяться строгие наказания.
С прошлого года мы начали всеобщее декларирование доходов. Эти и другие меры дали ощутимые результаты, уровень коррупции снизился. Тем не менее, кардинальных изменений не произошло. Мы должны открыто признать это. Наши граждане по-прежнему ежедневно сталкиваются с коррупционными проявлениями. Например, число высших учебных заведений, твердо придерживающихся принципа академической честности, к сожалению, очень мало. Из-за этого студенты, несомненно, считают, что нет необходимости усердно учиться для сдачи экзаменов.
Инвесторы и предприниматели, измученные незаконными поборами, также вынуждены постоянно жаловаться. Особенно такая ситуация распространена в таможенной и строительной сферах. Мы не должны допускать этого.
Мы должны добиться реальных изменений, которые принесут пользу гражданам и предпринимателям. Поэтому по моему поручению была разработана Концепция антикоррупционной политики. В целом, концепция предусматривает масштабные меры по борьбе с коррупцией.
Есть совершенно новые институты для правовой системы страны. Покупка недвижимого имущества, автомобилей и других дорогостоящих вещей государственными служащими будет строго контролироваться. Кроме того, можно отметить метод «Integrity check» для проверки добросовестности чиновников. Конечно, это предложение еще требует всесторонней доработки. Тем не менее, в международной практике такие проверки показывают хорошие результаты. Мы должны реализовать ряд других важных мер. Поэтому я утверждаю проект концепции, представленный мне сегодня. Однако эффективность работы будет оцениваться по конкретным результатам.
Конечная цель – формирование общества, свободного от коррупции. Для искоренения коррупции мы должны противостоять ей всем народом. Кроме того, мы должны принять законодательные меры. Вместе с тем, необходимо усилить работу по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений. Только тогда мы сможем последовательно бороться с коррупцией.
Эффективная борьба с коррупцией немыслима без сугубо правоохранительной работы. Многие годы она сводилась к поимке взяточников с поличным без глубокого погружения в тему. Разные люди изобличались на одних и тех же должностях за решение одних и тех же вопросов. Коррупционеров регулярно ловили и отправляли за решетку, а причины и условия, из-за которых процветала коррупция, никого особо не интересовали.
Лишь в последние годы наметился отход от этой практики.
Здесь можно отметить выявление коррупционных схем, связанных с субсидиями в сельском хозяйстве. За последние пять лет государство выделило на поддержку аграриев более двух триллионов тенге. За это же время в данной сфере зарегистрировано 960 преступлений, к уголовной ответственности привлечено 450 лиц.
Эта отрасль годами погрязла в коррупции. В результате государство понесло огромный ущерб, пострадала продовольственная безопасность. В частности, половина из 80 миллиардов тенге, выделенных на орошение пастбищных земель, была потрачена не по назначению.
В прошлом году во время засухи крестьяне не смогли найти корм для скота, и он погиб. В некоторых регионах крестьянам даже выдали солнечные батареи в качестве субсидий. Откровенно говоря, никто не задумывался, зачем эти батареи нужны сельским жителям. Чтобы отчитаться об освоении субсидий, цена этих солнечных батарей была завышена в разы. Все это произошло из-за безответственности уполномоченных органов. Иногда государственные органы сами напрямую вмешивались и совершали незаконные действия.
Министерство сельского хозяйства и акимы должны понести ответственность за допущение такого беспорядка. В этой сфере часто возникают коррупционные споры. То возникает скандал из-за поддельных расписок об объеме зерна, сданного на хранение в элеватор. То возникают проблемы с водоснабжением.
В стране действует более шестиста только официальных информационных систем и баз данных. Неизвестно, сколько еще нефункционирующих, на которые также выделялись деньги государства и национальных компаний. Необходимо провести ревизию всех информационных систем, разработанных государственными структурами.
В работе по цифровизации должны быть четко расставлены приоритеты. Одно дело, если это такой проект, как «Электронное правительство», который реально облегчает получение государственных услуг. Или «Сергек», укрепивший водительскую дисциплину на дорогах и исключивший человеческий фактор в фиксации дорожных нарушений. Кстати говоря, эти камеры, которые мы сейчас поставили во многих крупных городах, играют очень положительную роль. Надо увеличить количество данных камер. Я дал поручение по Алматы, где более 500 камер были специально выведены из строя бандитами во время известных событий. Нужно не только восстановить, но и увеличить количество камер. Дело не в том, что мы собираемся установить какой-то тотальный мониторинг или слежение за действиями наших граждан. Это вопрос их безопасности. И другой момент, когда под предлогом цифровизации бюджет расходуется бездумно. У нас это было. Надо признать. А потом еще ежегодно кто-то получает миллионы за обслуживание ненужных ресурсов. Антикоррупционной службе при анализе коррупционных рисков нужно обратить на это внимание.
Мы должны быть максимально строгими и решительными в борьбе с коррупцией. Потому что в нынешний сложный период наши граждане ждут от нас именно таких шагов.
Мы должны добиться конкретных результатов для повышения благосостояния и улучшения жизни наших граждан. Поэтому необходимо кардинально пересмотреть все направления антикоррупционной деятельности.
ПЕРВОЕ. Мы должны проводить системную работу по требованиям и пожеланиям предпринимателей и общества относительно коррупции.
Общественность постоянно говорит о том, где и при каких обстоятельствах она сталкивается с коррупцией. У казахов есть поговорка: «Халық айтса, қалт айтпайды» (Если народ говорит, то не ошибается). Прежде всего, следует уделять особое внимание таким проблемным вопросам, находящимся в центре внимания народа.
Раньше регистрация недвижимости была одной из самых коррумпированных сфер. Для ее упорядочения были предприняты комплексные меры. В результате исчезли длинные очереди, были пресечены действия корыстных посредников, то есть благодаря системной работе была устранена опасная болезнь. Это наглядный пример эффективной борьбы с коррупцией. Поэтому следует уделять особое внимание борьбе с коррупцией в таможенной, строительной, образовательной и здравоохранительной сферах. Ответственные министерства должны разработать план по системному искоренению коррупции в этих направлениях. Поручаю тщательно проработать и представить этот план по итогам первого квартала.
Все мероприятия должны быть согласованы с Агентством по противодействию коррупции. Я буду оценивать работу первых руководителей в уполномоченных органах по показателям борьбы с коррупцией. К этому вопросу мы вернемся в конце года на заседании Комиссии по вопросам противодействия коррупции.
ВТОРОЕ. Необходимо искоренить коррупцию при установлении государством регулируемых цен.
В прошлом году в стране резко выросли цены. Конечно, во всех странах мира был высокий уровень инфляции. Тем не менее, соответствующие уполномоченные органы должны тщательно рассматривать обоснованность цен при их установлении. Возникает вопрос, не кроется ли за этим, помимо экономических причин, чей-то скрытый умысел? Например, отечественные производители постоянно жалуются на то, что железнодорожная отрасль поражена коррупцией.
Предприниматели выражают недовольство объемом платы за пользование железной дорогой, ведущей к конкретному объекту. В связи с этим поступили жалобы