Министр национальной экономики Алибек Куантыров рассказал о рисках для казахстанской экономики, связанных с войной в Украине и санкциями против России, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
«Санкции могут усилиться. Но проблема в том, что Россия жила с этими санкциями как минимум восемь лет после событий в Крыму. Мы тоже жили нормально. Где-то есть косвенное влияние, а где-то они не влияют на страну. Есть и преимущества – мы должны использовать эти возможности. Например, одна из возможностей сейчас – иностранные авиакомпании будут облетать воздушное пространство и летать через Казахстан. За это мы будем получать плату», — сказал министр на встрече с журналистами.
По его словам, таким образом через Казахстан начали проходить определенные товарные потоки. Журналисты спросили об угрозе блокировки каналов энергоснабжения.
«Всегда есть альтернативные варианты. У нас есть соседи на востоке, западе и юге, в том числе по морю. Не все идет через трубопровод КТК. Нужно учитывать, что если активы западных компаний, совместно разрабатывающих нефтяные месторождения, не будут экспортироваться через Россию, то могут быть применены некоторые из возможных санкций. Я не думаю, что они будут вводить санкции на нефть, которую сами экспортируют», — сказал Куантыров.
Также министр высказался об угрозах для казахстанцев, потребляющих европейские и американские товары. Журналисты выразили опасение, что если таких товаров не будет в России, то граждане этой страны приедут в Казахстан и будут покупать товары здесь, создавая дефицит.
«Мы и это учитываем. Здесь нужно посмотреть, как можно управлять курсом тенге. Но если обменный курс тенге слишком сильно укрепится по отношению к рублю, это тоже окажет обратное влияние, как в 2014 году. Все снова будет завозиться из России, наш экспорт пострадает. С другой стороны, это положительно скажется на ценах. То есть, для простого потребителя будет хорошо. Мы должны найти баланс. Думаю, этим займется Национальный банк», — пояснил министр.
Министр не исключил возможного роста ложного транзита.
«Мы и об этом думаем. Да, такой риск есть. У