На одном из отечественных телеканалов прошла большая дискуссия с участием членов комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Заместитель директора Института истории государства Министерства образования и науки РК, доктор исторических наук, член Комиссии Буркитбай Аяган, специально принявший участие в этой дискуссии, прежде всего остановился на значении «полной реабилитации», – сообщает «Ұлт ақпарат».
«Почему в Указе Президента говорится «полная реабилитация»? Потому что в 90-е годы сколько было реабилитировано, кому были возбуждены дела, у кого есть дела в прокуратуре, у большинства не было решения суда. Решение «тройки». В цивилизованных странах освобождение или арест человека находится только в компетенции суда. А здесь вмещалась власть. Даже жены, семьи уважаемых интеллигентов Алаша были высланы не по решению суда, а по решению «двойки», «тройки». Мало того, мы сейчас говорим только об интеллигенции, на самом деле сталинский режим высылал простой народ. Колхозники, рабочие, пленные, вернувшиеся на родину, все они получили по 15-20 лет. Например, Айткеш Тойганбаев, Сулеймен Бекенов из Кызылорды, если перечислять, то много.
То есть, мы, комиссия, работаем по категориям. В основном организационный этап комиссии завершен. Проделана большая работа. Но самая интересная работа, самая тяжелая работа, на мой взгляд, еще впереди. Коротко говоря, конечно, это рассекречивание найденных, собранных документов. Самое страшное, что эти документы КНБ, МВД, Генеральной прокуратуры до сих пор не рассекречены. Теперь они начнут поступать в обычный научный оборот в этом году. То есть, каждый гражданин сможет ознакомиться с ними. После этого эти данные должны быть представлены в кино, документальных фильмах, книгах, учебниках в виде обычного ознакомления. Теперь народ начнет узнавать», – говорит историк Буркитбай Аяган.
По его словам, до сих пор комиссия не публиковала свою работу, в основном работали ученые. По всей республике работали около 300 ученых.
«Хотя основная работа велась в Алматы и столице, большая работа ведется во всех регионах, таких как Северо-Казах