По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева создана специальная Комиссия, и работа по реабилитации жертв политических репрессий ведется активно. Комитет по делам архивов и документации Министерства культуры и спорта РК также проводит активную работу, сообщает «Ұлт ақпарат».
Главный эксперт указанного комитета Ибраим Бабаев отметил, что для рабочей группы Комиссии и региональных рабочих групп созданы все условия.
«По Казахстану 223 архива. Созданы все условия для рабочей группы Комиссии, региональных рабочих групп, оказывается поддержка, и даже во время карантина специалисты-архивисты выходили на работу, и все вместе проделали большую работу. Действительно, если часть документов рассекречена, то в регионах осталось около 68-70 тысяч. Во многих областях проводят работу по сортировке, анализу и рассекречиванию. В самом Центральном государственном архиве Алматы находится около 40 тысяч материалов жертв политических репрессий. Из них рассекречено всего пять тысяч, по скольким еще предстоит провести работу. Поэтому проводимая сейчас работа очень широкая, масштабная», – сказал главный эксперт Комитета по делам архивов и документации Министерства культуры и спорта РК Ибраим Бабаев.
По его словам, в прошлом году казахстанская делегация посетила Украину и работала с архивами. Поскольку в 20-30-е годы политика уничтожения «бай-кулаков» Казахстана была очень активной, есть люди, подвергшиеся политическим репрессиям дважды.
«Все копии этих документов привезены, и сейчас государство ведет учет, создает научно-справочный аппарат и вводит их в научный оборот», – сказал Ибраим Бабаев.
Директор Института истории государства, доктор исторических наук, профессор Еркин Абиль, в свою очередь, отметил, что работа с зарубежными архивами сопряжена со значительными трудностями.
«Сейчас трудность представляют зарубежные архивы. Раньше был затруднен доступ к архивам России. Потому что Россия в 80-е годы проделала очень большую работу. Однако с 2013-2014 годов архивы начали вновь закрываться. Было принято специальное решение, и военный архив был полностью закрыт. Материалы, касающиеся репрессий, исследователям не выдают, только по личному запросу, если обращаются родственники, потомки, то