И тогда мой родной Самарканд
Будет горд и прекрасен своим царственным видом,
И знаменит будет до самых Дальних стран
Потому, что здесь будет мой царский дворец.
Кристофер Марлоу: из книги «Тамерлан Великий».
Английский поэт, переводчик и драматург.
Эмир Темир, одержав победу над мамлюкско-кыпчакской властью в Египте и над Баязидом у Анкары, обрел огромную мощь. Таким образом, перед новообразованной империей, центром которой был древний город Самарканд (Имперский Самарканд), стоял только Великий каганат, основанный кыпчаками, выходцами из Дешт-и-Кыпчака, в Малой Азии. Целью среднеазиатского барса, сделавшего этот знаменитый город своей столицей, теперь было завоевать это государство и присоединить его к своим владениям. Тем не менее, войско Эмира Темира вскоре разгромило и их, присоединив всю территорию Малой Азии к своим владениям. Таким образом, на просторах Азии не осталось ни одного государства, которое могло бы противостоять Темирлану и вступить с ним в бой. Летом 1396 года (год мыши) он возвращается на родину с огромной добычей и множеством пленных. Зарафшанская область никогда прежде не видела такого богатства, принесенного военными походами.
Единственным соперником и врагом Эмира Темира, оставшимся на просторах Евразии, была империя Золотой Орды. Конечно, он уже совершал поход на этот Великий каганат и разгромил его у Волги. Однако в том походе кочевая кыпчакская империя, державшая в своих руках Кавказ, славянские страны и восточную часть Европы, не настолько ослабла.
Здесь мы хотим предупредить наших читателей:
В современных научных трудах слово «монгол», которое ранее употреблялось и писалось (в основном в советское время), теперь является «могол», а слово «татары» или «татар» является особым термином, который когда-то применялся к степным кыпчакам. Сегодня ученые Америки, России и Европы в своих трудах специально указывают и уточняют это. Конечно, следует понимать это как исправление допущенной в прошлом ошибки. Также хотим добавить, что таджики-сарты, населяющие сегодня территорию Узбекистана, особенно сосредоточенные в окрестностях Бухары, Коканда, Хивы и Ургенча, и ныне именуемые узбеками, не имеют никакого отношения к империи Эмира Темира. Этот среднеазиатский Великий каганат (даже если его центром был Самарканд) является государством чисто кыпчакского народа. Так пишут и объясняют во многих современных научных трудах, которые мы читали и исследовали до сих пор.
Однако, сделаем отступление и поговорим только о знаменитом, Великом городе Самарканде, который был выбран центром новообразованной среднеазиатской империи, подчинившей себе всю Азию (остался только Китай).
…Караваны доставляли в Самарканд великолепные шелка прикаспийских провинций, прославленные бриллианты, золотые и серебрянные изделия и продукции Индии и Китая, которые прибывали южным морским путем в Ормуз, и отсюда шли к северу верблюжьими караванами. Много тканей, стекла и металлических изделий прибывало из Сирии и Малой Азии.
Кроме того, через горы Гиндукуш из Индии непрерывно поступали различные орехи, множество пищевых специй, виды душистых цветов. К тому же, из близлежащей степи Дешт-и-Кыпчак в Самарканд непрерывно доставлялись изделия из кожи и шерсти. По словам испанского посла и летописца Клавихо, который некоторое время жил в Самарканде, центре этой межконтинентальной огромной империи, «на базарах, расположенных в каждом квартале, часто можно было увидеть китайский фарфор и шелковые ткани (те, что являются лучшими, без вышивки). Также здесь всегда можно было увидеть представителей многих народов, приехавших торговать со всех концов света», — говорит он. Далее он добавляет, что этот испанский посол отмечает, что Эмир Темир создавал благоприятные условия для купцов, прибывающих из других стран в его государство. В своих записях он пишет: «Он (Тимур) считает желательными иностранных купцов и дарует им благоприятные условия и безопасность по всем его владениям… если какой – либо