Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев назначил республиканский референдум на 5 июня 2022 года, что известно всем казахстанцам.
Конституционная реформа — это поворотный момент на пути к светлому будущему Нового Казахстана, и есть все основания утверждать, что это решительный шаг к утверждению принципов демократии в обществе.
Первоначальный проект нашего Основного закона был принят на всенародном референдуме в 1995 году. За прошедшие с тех пор 27 лет в него были внесены многочисленные изменения и дополнения в рамках законодательной деятельности Парламента.
Сегодня мир меняется с каждым днем. Меняется и характер требований и запросов народа. Процессы глобализации формируют новый формат общественных отношений. Именно поэтому Президент предлагает программу политических реформ, направленную на политическую модернизацию страны, оптимальный баланс взаимоотношений между ветвями власти, а также формирование эффективного диалога между государством и обществом. В связи с этим Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем видеообращении к народу сказал: «Мы все вместе построим Новый Казахстан, справедливый Казахстан. Мы будем государством, где защищены права каждого гражданина… Мы усовершенствуем государственную систему и наладим эффективный диалог между обществом и властью. Таким образом, мы сформируем Вторую Республику. Конституционная реформа необходима для успешной реализации всего этого».
В действующей Конституции 98 статей, из них 33 будут изменены. Это означает, что изменится 1/3 часть Конституции. При этом конституционная реформа будет осуществляться непосредственно путем всенародного голосования, что свидетельствует о ее общенациональном характере.
Основным направлением конституционной реформы можно назвать формирование максимально оптимального баланса полномочий и компетенций между всеми ветвями власти. В своем Послании народу Казахстана в марте текущего года Президент особо подчеркнул необходимость перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской модели управления с сильным Парламентом и подотчетным Правительством. Поэтому одним из основных направлений конституционной реформы является сокращение ряда полномочий Президента. Например, в Конституцию будет введена норма о том, что Президент РК в период своего срока полномочий не может быть членом политической партии. Во многих зарубежных странах кандидатура Президента может быть выдвинута определенной партией, но после избрания Президентом он не может быть членом политической партии в течение срока своих полномочий. Это мера, применяемая с целью обеспечения его политической нейтральности, недопущения предоставления преимуществ партии, выдвинувшей его кандидатуру.
Как говорится, «нет тупых стрел, нет веры в родню», в Основной закон вводится норма, запрещающая близким родственникам Президента РК занимать политические государственные должности, а также руководящие должности в субъектах квазигосударственного сектора. Я считаю это справедливым шагом, предпринятым для того, чтобы не предоставлять родственникам Президента каких-либо преимуществ, обеспечить равенство прав всех граждан в использовании определенных государственных благ.
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться Президентом на альтернативной основе (путем выдвижения не менее двух кандидатур) с получением согласия всех депутатов маслихатов региона (города). Это