Председатель Национального Банка Галымжан Пирматов в интервью изданию «Egemen Qazaqstan» рассказал о среднесрочных прогнозах по инфляции, ситуации на валютном рынке, а также о факторах повышения базовой ставки Национальным Банком и ее влиянии на кредитование экономики.
– Уважаемый Галымжан Олжаевич, в последнее время Национальный Банк дважды повысил базовую ставку. А в последний раз оставил ее без изменений. Чем было обусловлено такое решение?
– Данное решение было принято по итогам прогнозного раунда, проведенного в мае-июне этого года. Мы прогнозируем рост инфляции и ее стабилизацию на уровне 13-15 процентов к концу года.
Стоит отметить, что с марта 2022 года инфляция в стране ускоряется вследствие обострения геополитической ситуации и существенного усиления давления на финансовый рынок Казахстана. Усложнение проблем в глобальных цепочках поставок, связанных с санкциями против Российской Федерации, приводит к удорожанию стоимости производства в мире. При принятии решений мы учитываем все эти факторы.
С целью замедления инфляции в среднесрочной перспективе, с учетом баланса между борьбой с инфляцией и ростом экономики, мы сохранили базовую ставку на уровне 14 процентов.
Высокая базовая ставка, наряду с контрциклической бюджетной политикой и ослаблением внешнего инфляционного давления, будет способствовать замедлению инфляции до 7,5-9,5 процента в 2023 году.
– А Центральный банк России, несмотря на инфляцию и геополитические факторы, придерживается курса на снижение базовой ставки. Почему наш Национальный Банк, наоборот, продолжает ужесточать денежно-кредитную политику?
– Действительно, некоторые эксперты сравнивают базовые ставки центральных банков Казахстана и России. Российский банк снизил ее до 9,5 процента после двукратного повышения основной ставки в феврале этого года с 9,5 до 20 процентов, учитывая дефляционные процессы, происходящие из-за спада экономики, для обеспечения финансовой стабильности. Также в России уже несколько недель наблюдается дефляция, сезонно скорректированная инфляция в последнее время была значительно ниже установленного уровня, в связи с чем интенсивное снижение ставки является закономерным явлением.
В отличие от ситуации в России, в Казахстане рецессия не ожидается, напротив, в условиях роста деловой активности, спроса ожидается дальнейшее усиление инфляционного давления в рамках дополнительного фискального импульса. В связи с этим сравнение базовых ставок в России и Казахстане некорректно.
– Некоторые эксперты считают, что, несмотря на повышение базовой ставки, существенного результата не последовало. Темпы роста инфляции также были быстрыми. Неужели эта мера оказалась неэффективной?
– Национальный Банк, проводя денежно-кредитную политику в режиме инфляционного таргетирования, стремится достичь инфляционной цели в среднесрочной перспективе. Следует понимать, что принятые в макроэкономике решения не дают мгновенного результата. Текущее решение Национального Банка направлено на достижение цели по инфляции не сразу, а в течение нескольких месяцев.
Национальный Банк принимает все необходимые меры для сокращения отклонения прогнозируемой траектории инфляции от среднесрочных целевых ориентиров, в этом и заключается суть инфляционного таргетирования.
Пока мы не видим оснований для снижения ставки. Ставка будет снижена, если уровень инфляции будет соответствовать траектории, приближающейся к целевому диапазону к концу 2024 года.
– Существует мнение, что повышение базовой ставки неэффективно для кредитования экономики. Проводил ли Национальный Банк какой-либо анализ для определения степени снижения кредитования экономики? Что говорит статистика по этому поводу?
– По сути, вопросы кредитования экономики находятся в компетенции Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. Национальный Банк, со своей стороны, начал цикл ужесточения денежно-кредитной политики с июля 2021 года. Если рассматривать выдаваемые новые кредиты, то их объем, особенно кредиты, выдаваемые бизнесу, весьма значителен. Например, только за прошлый год новые кредиты, выданные бизнесу, выросли на 20,3 процента, достигнув 11,1 трлн тенге. Общий объем кредитов, выданных экономике, вырос на 24,8 процента, до 19,5 трлн тенге. То есть кредитование не снизилось. А наша общая цель – повышение качества выдаваемых кредитов, а не их количества. Если вы помните, около двадцати лет назад экономика страны бурно росла, и кредитование населения ускорялось. Однако качественного результата это не принесло.