Концепция «слышащего государства» стала одним из важных элементов политики Президента Касым-Жомарта Токаева и играет значительную роль в построении Нового Казахстана. В связи с этим директор ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований», политолог Талгат Калиев остановился на том, что необходимо для реальной эффективной реализации данной концепции, сообщает «Ұлт ақпарат».
По мнению политолога, «слышащее государство» – это одна из форм партнерства между властью и обществом. Это, прежде всего, означает открытость государства не только для обсуждения актуальных вопросов, но и для принимаемых решений – чтобы важные для всей страны решения принимались не в закрытом формате, а с их участием.
«То есть, на мой взгляд, понятие «состояние слышания» нужно понимать шире. Самое главное здесь – совместное, партнерское решение системных вопросов и проблем, формирование вектора развития страны, определение приоритетов и задач при разработке законопроектов, программ устойчивого развития и т.д.
При реализации концепции «слышащего государства» есть еще одна перекос: переоценка влияния социальных сетей, чрезмерное внимание местных исполнительных органов к ним, вместо выполнения своей прямой конкретной работы они организуют кампании по формированию какого-либо имиджа в социальных сетях, создают активность в комментариях и т.д.», – говорит Талгат Калиев.
По его словам, в целом, идеи и мотивы, лежащие в основе «слышащего государства», свойственны не только общественно-политической жизни Казахстана. Сегодня во всем мире растет запрос граждан на участие в жизни государства, на влияние на процессы принятия решений. Вместе с тем, современное общество благодаря широкому проникновению социальных сетей и ускорению информационных потоков стало более политически, социально, граждански активным, а формат «слышащего государства» является одним из способов активной работы именно с этой тенденцией.
«Кроме того, очень важно убедиться, что «слушающее государство» – это не «курируемое направление» какого-либо министерства или ведомства. Президент, продвигая свои инициативы, создает возможности. Затем успешность этой инициативы зависит не от конкретного государственного органа, даже не от Главы государства, а от всей системы