Коллаж: ulysmedia.kz.
Сегодня в Казахстане отмечается День Абая. Великому деятелю, внесшему неоценимый вклад в литературу и культуру нации, в этом году исполняется 177 лет.
Этот день был официально утвержден два года назад Президентом Касым-Жомартом Токаевым. В том же году глава государства назвал Абая Кунанбаева «духовным реформатором». Об этом пишет портал ulysmedia.kz.
В целом, по поводу дня рождения Абая в научной и литературной среде было много споров. Одни называли 10 августа, другие – 23 августа, приводя различные данные. Однако все эти дискуссии прекратил абаевед Турсын Журтбай.
«Учитывая все известные нам сведения о различных обоснованных и необоснованных, спорных и неясных, официальных и неофициальных утверждениях относительно года и дня рождения Абая, следует оставить высеченными на камне, как это было обдумано тремя выдающимися личностями, упомянутыми здесь – Мухтаром Ауэзовым, Архамом Искаковым, Каимом Мухамедхановым, – надпись на могиле поэта в 1940 году: «Ибрагим Кунанбаев. АБАЙ. Великий казахский поэт и мудрый мыслитель. 10 августа 1845 г. – 23 июня 1904 г. – Ибрагим Кунанбаев. АБАЙ. Великий казахский поэт и мыслитель. 10 августа 1845 г. – 23 июня 1904 г.». Все вышеупомянутые и распространяемые «данные» опираются на сведения этих трех выдающихся личностей, и, учитывая их «разрастание», ни у кого из нас пока нет достаточных сил, власти и права, чтобы стереть надпись, высеченную на камне как свидетельство их согласия», – сказал Турсын Журтбай.
БИОГРАФИЯ ПОЭТА
Великий казахский поэт, основоположник национальной письменной литературы и литературного языка, просветитель Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в 1845 году в Абайском районе современного Восточно-Казахстанской области. Абай происходит из рода Тобыкты, из подразделения Ыргызбай. Еще в детстве, учась у сельского муллы, он проявил свою одаренность и получил образование в 3-летнем медресе в городе Семипалатинск. Он развивался под влиянием своей бабушки Зере и матери Улжан.
Отец Абая, Кунанбай, был человеком, управлявшим народом. Его ранний уход сына из учебы был связан с целью вовлечь его в дела народа. Абай быстро повзрослел, рано оставил детство, с юных лет слушал народные разговоры, искусство слова, красноречие биев и благодаря своему особому таланту впитывал их в себя.
С юных лет Абай не прекращал учебу. В свободное время он изучал казахскую культуру, арабский, персидский, чагатайский языки. Он заучивал стихи великих поэтов Востока, таких как Низами, Ходжа Хафиз, Навои, Физули. Позже он самостоятельно изучил русский язык и литературу, познакомился с произведениями великих русских мыслителей Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Щедрина, Некрасова. Также он читал произведения Шекспира. Благодаря этому он расширил свой кругозор и углубил знания.
Перейдя тридцатилетний рубеж, Абай всерьез занялся чтением книг на русском языке. В то время он познакомился с русскими демократами, сосланными в Семипалатинск. Одним из этих демократов был Михаэлис. Кроме того, в 1880-х годах он познакомился с сосланными Долгополовым и Леонтьевым, и, учась у них, сам знакомил их с обычаями и традициями своего народа, оказывая им помощь. Свободное погружение поэта в твор