ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
К.К. ТОКАЕВ
ПОСЛАНИЕ НАРОДУ КАЗАХСТАНА
СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕДИНАЯ НАЦИЯ. ПРОЦВЕТАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО
Уважаемые соотечественники!
Уважаемые депутаты и члены Правительства!
В соответствии со статьей 59 Конституции Республики Казахстан объявляю открытой третью сессию Парламента VII созыва.
Уважаемые депутаты!
Поздравляю всех вас с открытием очередной сессии Парламента!
В этом году мы вступили в новый этап. Наш народ на общенациональном референдуме поддержал курс на политическую модернизацию. Конституционная реформа стала важнейшим шагом на пути построения Нового, Справедливого Казахстана. Политическая модернизация в стране теперь должна перейти в экономические преобразования.
Мы кардинально изменим отношения между «гражданин – бизнес – государство». Государство, прежде всего, обеспечит всем равные возможности и установит справедливость. Гарантирует высокий уровень сервиса на благо общества. Окажет поддержку социально уязвимым слоям населения. Поможем и людям с ограниченными возможностями. Будет назначен Омбудсмен при Президенте.
Государство поддержит экономическую свободу. Однако оно максимально защитит народ от влияния рыночной нестабильности. Максимально будет развивать малый и средний бизнес.
Теперь остановлюсь на конкретных направлениях реформ.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.
Мы хорошо знаем накопившиеся проблемы в нашей экономике. Например, мы все еще зависим от сырья. Низкая производительность труда, недостаток инноваций. Не все люди одинаково пользуются благами национального дохода.
Конечно, все это – сложные проблемы. Но есть конкретные пути их решения.
А именно, это обеспечение макроэкономической стабильности, диверсификация и цифровизация экономики. А также развитие малого и среднего бизнеса и человеческого капитала, утверждение верховенства закона. Поэтому, несомненно, нужны новые подходы.
Основная цель нашей экономической политики не изменится. Ее суть – повышение благосостояния народа в качественном и инклюзивном плане.
Главные приоритеты нашего нового экономического курса:
– стимулирование частных предпринимательских инициатив, то есть отказ от государственного капитализма и чрезмерного вмешательства государства в экономику;
– развитие конкуренции, то есть предоставление всем равных возможностей;
– а также справедливое распределение национального дохода.
Все это требует решения ряда неотложных важных задач.
Первое. Административное регулирование цен снижает инвестиционную привлекательность целых отраслей. А также создает дефицит товаров и делает страну зависимой от импорта.
Поэтому необходимо постепенно отказываться от вмешательства государства в ценообразование. Останутся, как и прежде, только рынки без конкурентной среды. Тарифы монополистов будут находиться под строгим контролем. Однако контроль – это не значит необоснованное давление.
Сегодня участились случаи, когда государственные органы, в том числе силовые структуры, массово начинают проверять бизнес и требовать снижения цен и тарифов. Необходимо прекратить такие действия, совершаемые ради пустой показухи.
Важно сохранить баланс между необходимостью ограничения прибыли монополий и обеспечением инвестиций в инфраструктуру. Две трети электросетей, 57 процентов тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей в стране изношены. Уже одно это говорит о многом.
Принудительное удержание тарифов приведет к их постепенному отключению и возникновению различных аварийных ситуаций. Вследствие этого возникает угроза здоровью и жизни граждан.
На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике – «Тариф в обмен на инвестиции». Необходимо снизить уровень износа сетей и источников энергии минимум на 15 процентов.
Тариф предоставляется за инвестиции в инфраструктуру и участие в государственной системе мониторинга прозрачности. Собственник должен вложить значительную часть инвестиций за счет собственных средств, а не тарифа.
Желательно разработать эффективные меры стимулирования для внедрения инноваций. Также следует разрешить перераспределение части расходов в рамках тарифной сметы и сохранение определенной части прибыли.
Необходимо постепенно отказываться от перекрестного субсидирования тарифов, то есть от способа повышения цен для одних в целях удержания цен для других потребителей.
Второе. Для дальнейшей демонополизации экономики необходимо принять конкретные институциональные решения.
Желательно законодательно определить понятие «конгломерат».
Субъекты рынка, связанные между собой, обязаны получить разрешение на концентрацию экономического потенциала в одном месте. Необходимо тщательно проверять все их сделки, в том числе по признакам применения нерыночных цен.
Деятельность единых операторов негативно влияет на развитие рыночной экономики. Поэтому данный институт необходимо привести в порядок. Действующие операторы должны быть переданы в конкурентную среду или признаны монополистами и их деятельность должна регулироваться в рамках специального антимонопольного права.
Третье. Устойчивый рост экономики напрямую связан с понятной и предсказуемой налоговой политикой.
Для обновления фискального регулирования в 2023 году будет разработан новый Налоговый кодекс. Его наиболее проблемная часть – налоговое администрирование – должна быть полностью переписана.
Также необходимо полностью цифровизировать налоговый контроль так, чтобы при работе не было никакого личного контакта.
Еще один приоритет – повышение эффективности мер налогового стимулирования. Для этого целесообразно перейти к дифференцированным налоговым ставкам в различных отраслях экономики.
Необходимо ввести способ снижения или освобождения от налога на корпоративный доход части прибыли, направленной на технологическое обновление и научные разработки.
Для снижения склонности налогоплательщиков к уклонению от уплаты налогов необходимо упростить специальные налоговые режимы. В новом кодексе должен быть рассмотрен вопрос о недопущении преднамеренного дробления организаций с целью снижения налоговой нагрузки.
Для развития торговли в соответствии с требованиями времени необходимо расширить сферу применения налога на розничную торговлю с разумной ставкой и простыми процедурами.
В рамках налоговой реформы целесообразно ввести «налог на роскошь». Он не касается среднего класса, этот налог взимается только при покупке очень дорогой недвижимости и автомобилей.
Отдельно остановлюсь на вопросе сборов и налогов, уплачиваемых при покупке автомобилей. Проблемы, связанные с автомобилями, ввезенными из некоторых ближних стран, известны всем. Такие автомобили, находящиеся вне правового поля, представляют угрозу общественной безопасности. Необходимо принять решительные меры для пресечения всех способов незаконного ввоза автомобилей. А ситуацию с автомобилями, ввезенными в страну до 1 сентября этого года, необходимо урегулировать. Предлагаю ввести единый и разовый сбор за утилизацию и первичную регистрацию в размере не более 200-250 тысяч тенге для их легализации. Это мера касается только автомобилей, находящихся в розыске и прошедших таможенное оформление.
Четвертое. Эффективность налоговой политики тесно связана с прозрачностью таможенной работы.
Важно завершить полное объединение информационных систем в налоговой и таможенной сферах.
Следующий вопрос. Чрезмерное количество проверяющих. Известно их негативное влияние. Поэтому необходимо внедрить интегрированный на границе подход таможенного контроля.
Центры таможенного оформления должны работать по принципу «одного окна».
Пятое. Мы не должны забывать, что «нужно считать свои средства».
Бюджетная политика будет реформирована. Необходимо точно определить конечный результат. В Бюджетном кодексе будут установлены предельные нормативы. Их необходимо обязательно соблюдать при планировании и исполнении бюджета.
Прекратится неэффективное расходование средств Национального фонда. Это очень актуальный вопрос. Средства фонда будем направлять на развитие крайне необходимой инфраструктуры и финансирование проектов, имеющих большое значение для страны.
Необходимо максимально упростить бюджетные процессы. Необходимо предоставить государственным органам возможность переносить неосвоенные средства на следующий год. Тем самым они избавятся от неэффективного порядка возврата денег в бюджет. Вместе с тем, необходимо запустить систему управления бюджетными рисками. Эта система должна охватывать и квазигосударственный сектор.
Мы начали передавать налоговые поступления самим регионам. Эту работу необходимо продолжить.
Проект «Бюджет участия» реализуется эффективно. Необходимо расширить его охват и привлечь к проекту города районного значения и села. Общество само должно определять, куда будет направляться не менее 10 процентов средств жилищно-коммунального хозяйства. Для эффективной реализации указанных вопросов необходимо принять новый Бюджетный кодекс.
Шестое. Системная поддержка предпринимательства.
В этой работе нужно все урегулировать с самого начала. Поручение не выполняется уже два года. Ничего не даст постоянное исправление сотен, даже тысяч законодательных документов и инструкций. Вместо этого целесообразно утвердить компактные и понятные новые правила. Такой подход необходимо полностью внедрить с 1 января 2024 года.
Следующий вопрос. При финансовой поддержке государства особое внимание будет уделяться представителям конкурентоспособного малого и среднего бизнеса. Будет оказана поддержка предприятиям, увеличившим фонд оплаты труда и повысившим налоговые платежи. Это – основное требование.
Вместе с тем, будет внедрена автоматизированная система определения представителей бизнеса, получающих помощь от государства. Будет создана совершенно новая система государственных закупок. Основное внимание будет уделяться не только низкой цене, но и качеству товаров и услуг.
Необходимо перевести государственные и квазигосударственные закупки на единую платформу.
Для реализации всего этого должен быть принят новый закон «О государственных закупках».
Седьмое. Необходимо перейти к новой модели государственно-частного партнерства.
Сейчас многие проекты стали «золотым дном» для некоторых предпринимателей и чиновников. Контракты должны заключаться на открытой и конкурсной основе. Для этой цели необходимо принять соответствующий закон.
Восьмое. Дефицит кредитных ресурсов является большой проблемой для отечественного бизнеса.
В Казахстане не хватает около 42 миллиардов долларов средств для финансирования малого и среднего бизнеса. При этом в банках триллионы тенге средств фактически лежат без пользы для экономики.
Национальный банк, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, Правительство должны совместно принять конкретные решения, обеспечивающие реальный сектор стабильным и доступным кредитом.
Национальный банк, учитывая крайне сложную текущую ситуацию, должен действовать максимально гибко, даже проявлять находчивость. За рубежом есть положительный опыт в этом отношении.
Девятое. Для производства продукции, прежде всего, нужна земля. Человек без земли не может заниматься бизнесом.
Необходимо определить эффективные способы открытого и оперативного выделения земельных участков предпринимателям. Это должно быть разработано до конца года. Необходимо определить наличие свободных или не освоенных по назначению земель в каждом регионе и населенном пункте. Предприниматели должны знать эту информацию. Очевидно, что указанные меры повысят конкурентоспособность не только предпринимателей, но и экономики в целом.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА.
Прежде всего, необходимо максимально упростить законодательство и процедуры для привлечения инвестиций в освоение недр.
Необходимо завершить работу по созданию единого банка данных геологической информации.
Поручаю Правительству повысить инвестиционную привлекательность отраслей промышленности и недропользования.
В прошлом году по моему поручению была оценена эффективность всех специальных экономических зон. В результате мы выявили проблемные места и продумали новые подходы. Теперь для развития специальных экономических зон целесообразно перейти к совершенно иной политике.
В настоящее время иностранные компании начинают переезжать в Казахстан. Поэтому этот вопрос становится еще более актуальным.
Необходимо дифференцированно предоставлять инвестиционные льготы в специальные экономические зоны. Главным принципом должно быть: чем больше вкладываешь денег, тем больше получаешь льгот. Есть инвесторы, реализующие важные индустриальные проекты, даже если их сфера деятельности не является основным направлением. Им можно предоставлять земельные участки, не предоставляя налоговых и таможенных льгот.
Есть и предприятия, добросовестно выполняющие все инвестиционные обязательства. Необходимо решить вопрос о предоставлении им в частную собственность земельных участков из специальной экономической зоны.
В целом, работу по привлечению инвестиций необходимо вести системно. Это одна из главных задач, стоящих перед Правительством.
Следующий вопрос. Как уже говорилось, государство будет постепенно сокращать свое вмешательство в экономику.
Фонд «Самрук-Казына» станет инвестором с мажоритарной долей, позволяющей контролировать основные отрасли экономики. Остальные активы и акции Фонда необходимо приватизировать. Для этого может быть использован подход «Народное IPO».
Фонд «Самрук-Казына» может участвовать в качестве инвестора в крайне важных проектах, которые не могут быть реализованы частными инвесторами самостоятельно. Такие проекты определяет Президент.
Следующий вопрос – повышение транзитного потенциала страны.
Казахстан в нынешней геополитической ситуации является важнейшим сухопутным коридором между Азией и Европой. Мы должны полностью использовать эту возможность и стать транспортно-логистическим узлом мирового значения. Страна начала реализацию крупных проектов в этой сфере. В частности, строится контейнерный хаб в Актау. Развивается транскаспийский коридор. К этим работам будут привлечены лучшие логистические компании мира.
Компания «Казахстан темир жолы» будет реорганизована в полноценную транзитно-логистическую корпорацию.
Необходимо уделять особое внимание строительству автодорог, в том числе качеству местных дорог. Несмотря на выделение значительных средств из бюджета, эта проблема до сих пор не решена.
Я дал поручение до 2025 года улучшить не менее 95 процентов местных дорог. Правительство должно взять этот вопрос под прямой контроль.
Необходимо выявить нарушения в дорожном строительстве. От этой работы нужно получить конкретный результат.
У нас до сих пор дефицит битума. Это позорная ситуация для страны, добывающей нефть в больших объемах. Правительство должно кардинально решить этот вопрос.
В целом, нужно откровенно сказать, в работе Правительства постоянно возникают недочеты. То не хватает горюче-смазочных материалов, то сахара.
Все это происходит из-за того, что Правительство действует очень медленно при принятии конкретных решений и не может сделать решительных шагов. Граждане тоже недовольны такой ситуацией. Конечно, это справедливо. Поэтому, если так будет продолжаться, придется снова принимать конкретные кадровые решения.
Следующий вопрос. Строительный сектор занимает важное место в структуре национальной экономики. Эта отрасль дает 5-6 процентов валового внутреннего продукта. Если добавить смежные отрасли, этот показатель будет еще выше.
Сегодня в Казахстане действует более 2,5 тысяч документов, регулирующих архитектурно-строительную деятельность. Эта система полностью утонула в бумажной волоките. Коррупция немалая. Все еще применяются старые строительные стандарты и нормы. Поэтому поручаю Правительству принять совершенно новый документ – Градостроительный кодекс.
Необходимо создать функциональную интерактивную карту каждого города с указанием земельных участков и схем коммунальных сетей. В земельном кадастре необходимо дополнить карту земельных участков промышленного назначения схемами существующих транспортных и коммуникационных инфраструктур.
Развитие сельского хозяйства – одна из основных проблем. Ситуация в этой сфере напрямую влияет на продовольственную безопасность нашего государства. Необходимо увеличить объем сельскохозяйственной продукции и ее добавленную стоимость. Это – стратегическая задача. Сейчас не время только продавать пшеницу и скот. Правительство должно разработать новые долгосрочные подходы к субсидированию агропромышленного комплекса.
Бюджетные средства должны приносить отдачу. Государство не будет допускать расточительного расходования средств.
Необходимо усилить контроль за распределением и расходованием субсидий.
Взаимная кооперация крестьян открывает путь к развитию сельского хозяйства. Мы реализовали такой пилотный проект. Посевы сельскохозяйственных кооперативов, участвовавших в нем, дали удвоенный урожай. А поголовье скота увеличилось примерно на 25 процентов. Необходимо постепенно распространять передовой опыт по всей стране, учитывая особенности каждого региона. В этой сфере не хватает передовых технологий.
Сейчас нет полной информации о земле, предназначенной для сельского хозяйства. Данные о плодородии почвы, водных ресурсах и ирригационных системах, а также дорогах разбросаны по разным местам. Цифровая платформа соберет все это в одном месте.
В целом, агропромышленный комплекс страны должен работать по новым и стабильным правилам начиная со следующего года.
Хочу отдельно остановиться на деятельности комиссии по возврату неиспользуемых земель. В рамках работы комиссии государству возвращено 2,9 миллиона гектаров земель сельскохозяйственного назначения. До конца года планируется вернуть не менее 5 миллионов гектаров земли. Объем неиспользуемых или незаконно предоставленных земель составляет около 10 миллионов гектаров. Правительство и акиматы должны принять конкретные решения по этим землям до конца следующего года. Мораторий на проверку земельных вопросов также снят. Думаю, этот шаг положительно повлияет на работу.
Дефицит воды серьезно препятствует устойчивому развитию экономики страны. Сейчас это стало вопросом национальной безопасности. Поступающая извне вода сокращается. Неэффективное использование этой воды еще больше усугубляет ситуацию. 40 процентов воды уходит в песок. В этой сфере немало и других проблем. В частности, инфраструктура сильно изношена. Также низкий уровень автоматизации и цифровизации. Нет научных обоснований, не хватает специалистов. Для решения этих проблем необходимо активизировать работу Водного совета при Правительстве, привлекать образованных экспертов. Необходимо определить фундаментальный и сильный вуз в этой сфере для подготовки необходимых специалистов. Необходимо разработать трехлетний проект развития водной отрасли.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ СТРАНЫ.
Главная ценность страны – человек. Это очевидно. Поэтому равное распределение национального богатства и предоставление всем равных возможностей – главная цель реформы. Общество может устойчиво развиваться только при крепком здоровье нации.
В сфере здравоохранения проведен ряд реформ. Тем не менее, ситуация все еще не идеальна. Конечно, проблемы, накопившиеся за годы, не решатся мгновенно. Поэтому целесообразно уделить особое внимание приведению в порядок крайне важных вопросов. Одна из них – система финансирования. Недостаточное выделение средств в эту сферу стало нормой. Вследствие этого, несмотря на подключение населения к системе страхования, медицинская помощь не оказывается в полном объеме.
Сегодня медицинская помощь разделена на две части: гарантированная государством и страховой пакет. Откровенно говоря, эффективность такой системы низкая. Даже страховая модель развивается нестабильно и хаотично. Это – большой недостаток. Давно пришло время внедрять добровольное медицинское страхование.
Поручаю Правительству пересмотреть систему финансирования сферы здравоохранения и социальной сферы в целом.
Необходимо уделить особое внимание комплексному улучшению медицинской инфраструктуры. Целесообразно эффективно использовать партнерство государства и частного сектора.
Медицина – отрасль, благоприятная для инвестиций. Нужно только создать для нее правильные условия.
Я поручил реализовать с будущего года национальный проект. Этот документ, прежде всего, предназначен для удовлетворения потребностей сельского населения.
Сегодня в 650 населенных пунктах страны нет лечебных учреждений. В течение двух лет в этих селах будут построены медицинские и фельдшерско-акушерские пункты и обеспечены необходимым оборудованием.
Таким образом, государство создаст возможность для получения первичной медико-санитарной помощи более чем для одного миллиона человек.
В рамках национального проекта 32 районные больницы будут модернизированы и превратятся в межрайонные многопрофильные учреждения. Там будут открыты центры лечения инсульта, отделения хирургии, реанимации и реабилитации. Это повысит качество медицинских услуг, оказываемых более чем четырем миллионам человек. Вместе с тем, будем развивать направление телемедицины. Через нее будет оказываться качественная медицинская помощь населению, проживающему в отдаленных районах.
Для конкурентоспособности сферы здравоохранения целесообразно усовершенствовать систему подготовки врачей. При медицинских вузах будут открыты многопрофильные больницы и клиники. В течение трех лет количество грантов, выде
Те, кто разрушает семьи, если не будут привлечены к ответственности, почувствуют себя еще более безнаказанными. А пострадавшие останутся совершенно беззащитными. Я считаю, что настало время ужесточить наказание за подобные действия. Пострадавшие не должны бояться осуждения общества или давления со стороны кого-либо. Поэтому сотрудники полиции должны работать с ними очень тщательно и принимать соответствующие меры.
Рост числа потребителей синтетических наркотиков представляет серьезную угрозу для здоровья нации. Текущая ситуация очень сложная, за последние три года объем изъятой «синтетики» увеличился в 10 раз. Со временем такие наркотики стали дешевле и доступнее. Наркоманы свободно покупают их через социальные сети и различные мессенджеры. Есть даже те, кто доставляет наркотики на дом. Это крайне опасная и масштабная социальная болезнь.
Борьба с производством и распространением синтетических наркотиков должна вестись на общенациональном уровне. Поэтому необходимо разработать комплексный план борьбы с наркоманией и наркоторговлей.
Особое внимание следует уделить мошенническим действиям, совершаемым через Интернет и по телефону.
Правоохранительные органы должны усилить информационно-аналитическую работу для выявления таких угроз и задержания преступников. Также необходимо систематически повышать правовую и финансовую грамотность граждан.
Крайне важно приложить максимум усилий для поиска организаторов коррупционных действий и их скрытых схем, которые разворовывают бюджетные средства и общенациональное богатство, а также для выявления их конечных методов.
Необходимо тщательно проанализировать Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и избавиться от всего лишнего, что не применяется или препятствует правосудию. После внесения соответствующих поправок их не следует менять снова и снова. С 2015 года в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы было внесено более 1200 изменений.
Недопустимо изменять законы по временным обстоятельствам или ради узких корпоративных интересов.
Поэтому полномочия по внесению изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство должны быть переданы Министерству юстиции. Для этого необходимо укрепить кадровый потенциал ведомства и повысить качество законотворческой деятельности.
Уважаемые соотечественники!
Сегодня мы определили направление предстоящих реформ.
Теперь мы должны продолжить модернизацию нашего государства и всех сфер общества.
Политические реформы реализуются по формуле «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это утверждение – незыблемая основа нашего общества.
Содержание реформ будет всесторонне обогащаться.
Мы будем укреплять общенациональное согласие и партнерство власти и общества.
Принцип «Государство, прислушивающееся к голосу народа» имеет первостепенное значение.
Мы должны думать не о том, как посеять раздор в обществе, а о том, как сплотить страну ради благородной цели. В этом и заключается глубокий смысл идеи Справедливого Казахстана.
Перед нами стоит особая задача. Это – сохранение суверенитета нашей страны и территориальной целостности.
Главный путь защиты нашей государственности – это плодотворное единство. Другого пути нет. Единство народа всегда считалось главной ценностью. Сейчас его актуальность возросла.
Наш народ придавал особое значение миру и стабильности. Он ставил их превыше всего. Именно сейчас мы должны действовать сообща.
Уважаемые депутаты Парламента!
Уважаемые соотечественники!
Хочу поделиться своими мыслями, напрямую связанными с будущим нашего государства.
В условиях нынешней геополитической ситуации мы должны постепенно укреплять нашу государственность и твердо придерживаться курса реформ и обновления.
Мы должны действовать максимально осторожно и работать в соответствии с долгосрочными интересами страны.
Крайне важно сохранить нынешний темп реформ, не откладывая решение всех политических вопросов. Для этого необходимо эффективно спланировать предстоящие избирательные кампании.
Как вы все знаете, очередные президентские выборы должны состояться в 2024 году, а парламентские выборы – в 2025 году.
В соответствии с новой стратегией, считаю необходимым приступить к комплексному обновлению основных государственных институтов.
Этот шаг позволит нам активизировать совместную работу по повышению благосостояния каждого нашего гражданина и