Министерство иностранных дел Кыргызстана вечером 18 сентября выступило с заявлением по ситуации на границе с Таджикистаном, сообщает агентство Tengrinews.kz со ссылкой на издание АКИpress.
Ведомство оценило действия таджикской стороны как «посягательство на территориальную целостность и суверенитет Кыргызстана».
«Министерство иностранных дел Кыргызской Республики считает необходимым заявить, что расценивает события, произошедшие 14-17 сентября 2022 года на суверенной территории страны, как акт заранее спланированной вооруженной агрессии Республики Таджикистан против Кыргызстана.
В результате бесчеловечных действий таджикской стороны по состоянию на 18 сентября 2022 года погибли 46 граждан Кыргызской Республики, 140 получили ранения. Около 140 тысяч человек были вынуждены эвакуироваться. Нанесен колоссальный материальный ущерб.
Мы считаем, что необоснованное обвинение таджикской стороны в «совершении вооруженной агрессии против Республики Таджикистан» является попыткой переложить ответственность и вину на Кыргызскую Республику. Таджикская сторона развернула широкомасштабную кампанию по дезинформации, направленную на дискредитацию оборонительных действий Кыргызской Республики.
С полной ответственностью заявляем, что информация Министерства иностранных дел и других компетентных органов Республики Таджикистан не соответствует действительности. У кыргызской стороны имеются все доказательства (фото- и видеоматериалы) начала агрессии, а также все факты мародерства и преступлений, совершенных военнослужащими Таджикистана на территории Кыргызской Республики. В случае необходимости кыргызская сторона готова предоставить эти доказательства.
Республика Таджикистан грубо нарушила основополагающие международные принципы, такие как территориальная целостность, нерушимость государственных границ, мирное урегулирование международных споров, неприменение силы и не угроза силой, а также уважение прав и свобод человека, закрепленные в Уставе ООН и других международных документах.
Кыргызская Республика действовала исключительно из оборонительных соображений, не преследуя цели оккупации чужой территории, в отличие от таджик