По Конституции страны избирательное право гарантирует свободное и открытое участие граждан в выборах. Согласно конституционному закону Республики Казахстан, Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Согласно Закону о выборах, Центральная избирательная комиссия обязана зарегистрировать любое количество кандидатов в Президенты, при условии наличия у них требуемых законом документов. В случае отказа в регистрации со стороны избирательной комиссии, кандидат имеет право обжаловать это решение в Центральной избирательной комиссии или в суде.
Поэтому одним из признаков конкурентности президентских выборов, проходивших в стране с 1991 по 2019 год, является количество кандидатов, участвовавших в избирательной гонке. Например, известно, что на первых президентских выборах в Казахстане в 1991 году был только один кандидат. А на выборах 1999 года выдвинулись четыре кандидата. На выборах 2005 года из 18 претендентов официально зарегистрировались только пятеро. На президентских выборах 2011 года изначально претендовали 22 кандидата, из которых только 4 смогли пройти регистрацию в Центральной избирательной комиссии. В 2015 году на выборах было 3 кандидата. В 2019 году свои силы пробовали 7 кандидатов, а сегодня регистрация кандидатов на президентские выборы завершена, и начинается предвыборная агитация. Пока 6 кандидатов. Четверо мужчин – Касым-Жомарт Токаев, Жигули Дайрабаев, Мейрам Кажыкен и Нурлан Ауесбаев. Двое женщин – Салтанат Турсынбекова и Каракет Абден. Если ЦИК решит, завтра могут добавиться еще два кандидата. Как мы видим, количество претендентов на пост президента то увеличивается, то уменьшается.
Для жизнеспособности демократии жизненно необходимы политическая активность граждан и политическая конкуренция. Исторический опыт доказывает, что переход к демократии успешен, когда политическая конкуренция составляет основу политического участия, а переход к демократии неуспешен, когда политическое участие преобладает над политической конкуренцией. Конечно, трансформации 90-х годов ХХ века показали разнообразные пути перехода к демократии. Несмотря на это, мы должны уделять особое внимание вопросу такого важного аспекта демократии, как политическая конкуренция и политическое участие (развивающиеся параллельно или в разное время).
Второй актуальный вопрос касается ограничения мандата Президента одной семилетней срок. В целом, изменение полномочий Президента в нашей стране происходит не впервые, ранее существовала практика избрания на 5-летний и 7-летний срок не более двух раз подряд, а вот запрет на избрание более одного раза вводится впервые. Логически, однократное избрание на 7-летний срок имеет много преимуществ. Когда Президент избирается на два срока, в первый период он, думая о будущих выборах и опасаясь испортить рейтинг, старается не проводить смелые реформы. Если срок один, избранный Президент может, не опасаясь, четко продумать и реализовать свое видение. В мире самый короткий срок президентства – 4 года, самый долгий срок полномочий – 7 лет, а модель избрания Президента не более одного раза успешно реализуется в Южной Корее.
Третий актуальный вопрос – крупнейшее политическое событие этой осени – началась предвыборная агитационная кампания. В связи с этим мы решили провести собственный анализ деятельности кандидата на пост Главы государства Касым-Жомарта Токаева в данной статье.
К. Токаев руководствуется исключительно правом принимать решения от имени народа Казахстана. Его мандат 2019 года был обеспечен в 2022 году посредством референдума,