Фото: ztb.kz
Баян Аликызы — уроженка Урджарского края. В настоящее время проживает в городе Астана. Является участницей знаменитых декабрьских событий 1986 года, пережившей немало трудностей. Недавно, встретившись с ней по работе, я в ходе беседы услышала, как она с горечью рассказала о том, что видела и чувствовала в те дни.
1986 год, я училась в педагогическом училище города Каскелен. 16 декабря мы с моей подругой, старостой нашей группы Салтанат Канглыбаевой, приехали в Алматы, чтобы снять деньги в кассе. Когда мы закончили дела в банке и вышли на улицу уже под вечер, со стороны ближайшей площади послышались крики. «Что происходит?» — спросили мы у молодого человека, подошедшего к собравшейся толпе, и он ответил: «Девушки, вы что, не слышали? На пленуме, который длился 18 минут, сняли Д. Кунаева и на должность первого секретаря поставили совершенно незнакомого народу республики, ничего не знающего о казахском народе какого-то русского, Колбина, кажется, кого-то…». Услышав это, мы тоже встревожились и присоединились к мирному шествию на площади.
Собравшиеся пели патриотические песни, выкрикивали лозунги, излагая свои требования. Но никто не слушал требования молодежи. Мы пробыли там до полуночи, а около 11 часов ночи поймали такси и вернулись в общежитие рабочих по улице Кирова, 236. Там жили мой брат, тетя и сестра моей подруги. До сих пор не могу забыть холод того алматинского вечера. Дрожа от холода, мы добрались до общежития, и вахтер едва пустил нас. Они тоже были в курсе событий того дня: «Вы совсем молодые, не вмешивайтесь в такое», — посоветовали они нам. Утром, сказав родственникам, что «идем на учебу», мы направились прямо на площадь. Придя туда, мы увидели студентов СХИ, КазГУ, Зооветинститута, Нархоза (цитируем слова тети) с плакатами: «У каждой нации должен быть свой лидер!», «У каждого народа должен быть свой вождь», «Казахстану нужен казахский руководитель!», а также выкрикивающих лозунг «Долой Колбина!». Мы присоединились к ним. У нас не было никаких плохих намерений. Мы совершенно не думали, что митинг на площади Брежнева превратится в кровавое событие.
Молодежь, распевая песни «Атамекен», «Мой Казахстан», подбадривала себя и шумела. Парни проявляли заботу о девушках, а девушки поддерживали и сопровождали парней. В тот день я впервые уви