Фото: Baq.kz
Если взглянуть на стержень и направляющий путь великой истории, то всегда можно понять, что историю творят личности. Немало выдающихся личностей, взошедших на коня и прославившихся на весь мир с бескрайних просторов Великой Степи, откуда «расселилось множество тюрков, получив свою долю» (Магжан). Среди таких известных личностей, несомненно, занимает место прославленный султан Байбарыс, оставивший яркий след в истории как султан Мамлюкского государства в Египте и защитник мусульманского мира. Его полное имя, согласно обычаям того времени, было аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин Байбарыс ибн Абдуллах ас-Салихи аль-Бундукдари.
То, что современники называли султана Байбарыса «опорой мира и веры, витязем, избранной личностью, султаном арабов, неарабов и тюрков, богатырем, покорившим города неверных, Александром своего времени, правителем двух морей, повелителем мусульман, служителем двух кибл, служителем Мекки и Медины», должно многое говорить.
Конечно, как и у такой всемирно известной личности, как аль-Фараби, неудивительно, что история султана Байбарыса исследуется и изучается с разных сторон. В этом контексте стоит отметить важность недавно представленной в Египте книги на английском языке «Sultan Baybars, King of Arabs, non-Arabs and Turks. From the great steppe to the great sea» (Султан Байбарыс, царь арабов, неарабов и тюрков. От Великой Степи до Великого моря), составленной известным ученым Мехметом Тютинжи. Этот фундаментальный труд будет дополнен и опубликован на казахском и турецком языках, раскрывая известные и неизвестные стороны Байбарыса-богатыря.
В научных литературах и исследованиях существуют противоречивые мнения относительно происхождения и имени Байбарыса. Поэтому в первую очередь следует уточнить происхождение знаменитого султана, который, будучи рабом, проявил себя как могущественный правитель, носил золотую корону, достиг султанского престола и прославился на весь мир. Во-первых, в источниках, генеалогических древах, летописях и старинных исторических книгах имя султана упоминается как «Байбарыс». Хотя имя «Бейбарыс» сейчас стало привычным и широко используется, особенно после знаменитого произведения Симашко, следует отметить, что оно ошибочно. Господин Кайрат Саки, исследователь Байбарыса, также придерживается этого мнения. Как и в именах Байбёри, Байтайлак, имя Байбарыс также подчеркивает его происхождение. Поэтому, кажется, правильнее называть нашего богатыря-предка его историческим именем — Байбарыс. Во-вторых, Ибн Абд аз-Захир в «ар-Рауз аз-Захир» точно пишет, что Байбарыс «происходит из рода Борили племени кыпшак». В-третьих, следует помнить, что изображение барса на всех памятниках, связанных с Байбарысом, является значимым намеком, заставляющим задуматься. В-четвертых, его современник Ибн Шаддад, опираясь на сведения его родного брата, утверждает, что он «родился в 1227 году в кыпшакской степи». А египетский историк XIV века аль-Айни сообщает, что Байбарыс происходил из племени Бурдж, и приводит его собственные слова в качестве доказательства: «мин Бурдж оглы кабилятун мин түрк». В любом случае, никто не сомневается в тюркском происхождении прославленного султана, оставившего неизгладимый след в истории как аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин Байбарыс ибн Абдуллах ас-Салихи аль-Бундукдари.
Султан арабов, неарабов и тюрков
В исторических документах государство тюрков, установившее свое политическое господство в Египте и на Ближнем Востоке и создавшее модель государства, присущую кочевникам, называлось «ад-Даулет ат-Тюркийе», то есть «государство тюрков». Если пройти долгий исторический путь, то государственных образований под названием «Тюрк» было немного. В частности, Тюркский каганат, которым правили могущественные Эстеми и Бумын-каганы, чья история высечена в камне. Позднее Мамлюкская империя, носившая это название, что служит нам подтверждением. Известно, что позднее это грозное название Мустафа Кемаль Ататюрк сделал названием Турецкой Республики.
Байбарыс, стремясь сохранить мусульманский мир, заключил союз с правителем Золотой Орды – Улуг Улуса Берке и установил прочные политико-дипломатические связи. Успешный военный, политико-дипломатический союз Байбарыса и Берке нанес сокрушительный удар походам Хулагу и крестоносцев, открыв широкую дорогу для процветания ислама в Средней Азии и на Ближнем Востоке. В исторических документах упоминается около 50 посольских связей между султанатом Египта и Улуг Улусом. Даже после смерти Байбарыса мамлюки не теряли связи со своей прародиной – регионом Волги и Урала и Центральной Азией, постоянно поддерживая политические и экономические контакты. Байбарыс стал защитником тюркских беков, отступавших после грозного похода Чингисхана, объединив их. Одним из свидетельств этого является то, что он взял в жены дочь хана Берке из Хорезма и назвал своего наследника Берке.
Известно, что период Байбарыса был бурным и неспокойным временем. Чингисхан умер, появились новые улусы, усилились конфликты. Земной шар был пропитан кровью походов, и в результате опустошительных войн гибли тысячи мирных жителей. Дети становились рабами, женщины были в рабстве. В то неспокойное время Байбарыс, разлученный с родителями, был продан в рабство на берегу Черного моря. Из-за белого пятна на его голубом глазу он был оценен всего в 40 динаров. Для сравнения, например, Калауин был продан за 1000 динаров. Некоторые стройные юноши оценивались до трех тысяч динаров. Те, кто превратил торговлю рабами в источник прибыли, либо похищали некоторых из них и продавали, либо родители отдавали их, чтобы обеспечить себе средства к существованию, выплатить долги и налоги. Байбарыс и его брат были коварно схвачены и проданы в городе Сивас на территории современной Турции. Позднее, став султаном, Байбарыс посетил рынок рабов в Сивасе. Мудрец, сочетавший в себе храбрость и благочестие, вероятно, возблагодарил Всевышнего за то, что он достиг султанского престола из рабства.
В целом, молодые люди из Дешт-и-Кыпчака и тюркского происхождения, будучи воинами и обладая несгибаемой силой духа, чаще попадали в рабство. Об этом аль-Омари говорит: «Тюрки, вышедшие из кыпчакской степи, отличаются храбростью и привлекательной внешностью». Особенно известно, что значение мамлюков на Ближнем Востоке возросло во время крестовых походов католической Европы против Египта. Позднее они добились больших успехов в борьбе с крестоносцами в составе войск таких полководцев, как Айбек, Кутуз, Байбарыс, и приобрели политическую силу в регионах Передней Азии.
Мамлюки, основавшие величественный султанат на Ниле, оказали положительное влияние на великие повороты в истории человечества и внесли значительный вклад в развитие исламской культуры и тюркской цивилизации. Поэтому такие выдающиеся султаны, как Муизз ад-Дин Айбек, Сайф ад-Дин Кутуз, аль-Мансур Калауин, аз-Захир Байбарыс, основавшие государство, считались могущественными личностями, пользующимися высоким уважением в истории тюркско-мусульманского мира.
В этом отношении султан Байбарыс — могущественная личность, совершившая поворот в истории человечества и оказавшая особое влияние на развитие цивилизации. Некоторые мусульманские историки сравнивают его с победоносным полководцем армии пророка Халидом ибн аль-Валидом и знаменитым