ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Какой аким нужен Шымкенту?

Какой аким нужен Шымкенту?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
26 октября, 2023
in В мире
0

За последние 31 год в Шымкенте сменилось 19 акимов. Почему глава города, одного из трех крупнейших мегаполисов страны, не задерживается на своем посту? Или это нормальное явление? Мы поговорили об этой проблеме с автором книги «Мягкая сила Шымкента», культурологом-философом, политтехнологом Аблайханом Калназаровым.

– Аблайхан мырза, вас называют «единственным шымкентоведом страны, главным идеологом Шымкента». Как вы пришли к такому виду исследований? Не является ли ваше изучение Шымкента отдельно от других регионов Казахстана местничеством, даже сепаратизмом?

– С момента обретения независимости в городе Шымкент было назначено 19 акимов, а руководили городом 16 акимов. Если образно выразиться, это настоящий сериал из 19 эпизодов и 16 актеров, идущий с 1992 года. Третий мегаполис страны, если не в других аспектах, то с точки зрения языка, диалектов и демографии, является «донором» для страны. Каждый шымкентец, разъезжаясь по всему Казахстану, уносит с собой свой менталитет. Это явление, подобное строкам из песни: «Хоть люди и уезжают из аула, аул из людей не уходит». То есть, шымкентцы, благодаря своей многочисленности, своим трудом, экономической активностью, обычаями и характером влияют на развитие страны, на трансформацию нашего государства в соответствии с требованиями времени. Глубокое изучение «мягкой силы» Шымкента важно именно в этом контексте. Если бы даже правительство страны использовало эту мягкую и естественную силу в качестве своего оружия, оно бы решило множество государственных проблем. Я также хотел показать обратную сторону того, каких результатов мы достигли, опираясь на «черную силу» в нашей новейшей суверенной истории.

Кроме того, есть поговорка: «Все плохое идет из Шымкента». Есть люди, которые ищут корни таких негативных явлений, как коррупция и взяточничество в стране, только в одном южном регионе. Я также стремился дать отпор их предвзятости. Возможно, именно их действия следует называть «сепаратизмом». Именно такие тенденции побудили меня искать ответы через национальное сознание и научные исследования. В остальном, я хочу донести, что я также занимаюсь исследованиями, посвященными борцам Великой степи и их культуре силы, философии государственности, а также хаджи.

– Каким же должен быть человек, управляющий таким сложным городом?

– Регион – это пространство. Акимат – это центральная политическая организация, организующая это пространство. Аким – это компетентная личность, ответственная за всю политику и эффективность этого акимата. Следовательно, руководитель, которому выпала честь стать акимом Шымкента, прежде всего должен ответить на следующий вопрос, чтобы определить, каким ему следует быть: «Кто мы? Кто я?». Например, в книге моего любимого американского коуча Бена Хоривица «What you do is who you are. How to Create Your Business Culture» (Что вы делаете, тем вы и являетесь. Как создать свою бизнес-культуру) подробно анализируются подобные ситуации.

Хоривиц выделяет следующие вопросы, которые должны быть заданы руководителю организации и на которые он должен ответить:

Как вы общаетесь с клиентами?…

Помогаете ли вы людям, когда они в беде?…

Можно ли вам доверять?…

Со своей стороны, я бы добавил к ним следующие вопросы местного характера:

Что ожидает город Шымкент в ближайшей и отдаленной перспективе от Акорды в Астане, и в целом от стратегов страны? Считают ли Туркестан и Шымкент балансирующей силой на границе с Ташкентом? Чего ожидают шымкентцы от будущего?

– Что же должен извлечь аким из этих вопросов?

– Слово «аким» происходит от прекрасного мусульманского восточного слова «хаким». Сейчас оно лишено своего первоначального сакрального и ответственного значения, присущего святым-хакимам. Его ассоциативный ряд сформировался из негативных образов. Поэтому, если мы хотим приблизиться хотя бы немного к казахской системе, аким-кара должен позиционировать себя перед обществом не как «аким» в современном понимании, а как «би». Потому что этот формат близок к менталитету местного населения. Исторически би – это единство троицы: этатист, государственник и народолюбец. А современный аким зачастую ограничивается этатизмом, занимаясь удовлетворением интересов вышестоящих и работая только на властный аппарат. Он является своего рода «шестеркой» того, кто его назначил. Тот факт, что некоторые «культурные» люди, когда народ требует равенства, оскорбляют его, не учитывая, что народ является единственным источником государственной власти, как указано в нашей Конституции, также является показательным.

– Были ли в истории города акимы, которых можно было бы представить в качестве эталона?

– В истории Шымкента было немало таких личностей. Известно, что в период междоусобиц хан Абылай, после победы над джунгарами, расселял народ на освобожденных землях. Тогда он оставил в Ташкенте в качестве датка караульного бия Каная, а в Шымкент назначил акимом Балык мырзу. Помимо них, в памяти народа остались имена многих выдающихся личностей. Что мы знаем о Габдылрахмане, акиме Сайрама и Шымкента, о котором упоминается в легенде о сне Абылая во время его поездки в Самарканд-Бухару? Из всех них, если взять историю жизни любого, кроме Габдылрахмана, мы видим, что они были настоящими деятелями, верными своему долгу, которые прошли через огонь и воду ради блага вверенных им народа и территории.

Следовательно, вывод таков: настоящий аким или би – это не программа или плакат, висящие на стене кабинета. Это не пламенные речи на собраниях. Это не информационно-маркетинговая, пиар-работа. В глазах народа аким должен прежде всего воплощать конкретные действия и народные свершения в духе старых биев. Именно это является главным определяющим фактором акима. Разве мы не видели, как после января один из руководителей города, вместо того чтобы выразить соболезнования народу, который еще не провел сорокадневный траур по погибшим молодым людям, благодарил кого-то, и как это вызвало возмущение у большинства? То есть, кем хочет стать аким, кем он хочет остаться в памяти народа после ухода с должности? Он должен сам для себя решить это.

– Насколько правильно, как вы говорите, доверять судьбу целого города, такого как Шымкент, одному акиму и просто наблюдать?

– В новую эпоху городской акимат должен служить обществу еще эффективнее, чем раньше. Потому что в последнее время власть лишилась покрова сакральности, который позволял скрывать ее недостатки и ошибки. Это системный недостаток, присущий всему правительству Казахстана – оно не должно быть пожарным, бегающим с ведрами туда, где возник пожар. То есть, результаты его работы должны принадлежать только обществу, и важна его способность предвидеть проблемы. Однако акимат не может полностью подчиняться обществу или сливаться с ним. Акимат должен превосходить общество в культурном плане. И если мы скажем, что одной из очень больших сил, влияющих на это, является личность акима, его человеческая культура и стандарт лидерства, создающий порядок, то это не будет преувеличением.

На мой взгляд, аким, руководящий Шымкентом прямо сейчас, должен сформировать новые этические нормы на территории города. И эта работа прежде всего должна начаться изнутри самого акимата.

«Каждая компания считает, что обладает высокими принципами человечности. Однако, если спросить рядовых сотрудников, вы услышите совершенно другие истории. Внедрение принципов человечности – очень трудная и долгосрочная концепция. Принципы человечности, честность и воспитанность – это своего рода долгосрочные культурные инвестиции. Трудность их внедрения заключается в том, что здесь нет места двойным стандартам. Нормы поведения должны быть одинаковыми и универсальными как для руководителя, так и для подчиненного», – говорит об этом упомянутый Хоривиц.

Если бы это было глубоко понято, не только один Шымкент, но и аким в любом другом месте систематически и с большой тщательностью повышал бы морально-нравственный уровень своих земляков. Так поступает руководитель, который думает не только о краткосрочной выгоде. Если мы хотим, чтобы шымкентцы гордились своим городом, приоритет должен отдаваться действиям в рамках долгосрочных целей.

Теоретики лидерства советуют своим старшим руководителям, принимающим такие цели и задачи, «внедрять шокирующий порядок».

Во-первых, этот порядок должен быть запоминающимся. Если люди забудут его, они забудут и культуру.

Во-вторых, этот порядок должен вызывать вопрос «почему?». То есть, этот порядок должен быть настолько разрушительным, чтобы вызывал вопрос: «Ты шутишь?».

В-третьих, данный порядок должен напрямую влиять на культуру. А ответ на вопрос «почему?» должен быть сформулирован в рамках культурной парадигмы.

В-четвертых, люди должны сталкиваться с этим порядком ежедневно. Иначе, если ваш удивительный порядок касается только ситуации, происходящей раз в год, то нет смысла в его реализации, и это означает, что порядок был сформирован неправильно.

– Один известный блогер сказал: «В Шымкенте выдержат только местные предприимчивые парни». Как вы относитесь к вопросу критики акима?

– Почему бы не критиковать акима, чтобы он знал, что он не хозяин народа, а его слуга?! Однако важно знать место и предел критики, и быть осторожным, чтобы не выйти за рамки приличия. Как сказал американский писатель Марк Твен, правду нужно подавать не как мокрое полотенце, брошенное в лицо, а как пальто, с уважением.

Не следует забывать, что те, кто смиряется с несправедливостью в обществе и безропотно принимает обиды, совершают экзистенциальный суицид. Тот, кто думает о своей карьере, о чем-то другом, уклоняясь от прямоты, испытывает неудовлетворенность перед своей совестью и беспокойство в сердце. Например, как человек может молчать о фактах коррупции?

– Кого вы можете назвать акимом, который эффективно работал с критикой в истории города?

– По сути, смысл любой критики заключается в извлечении соответствующих выводов. В этом отношении нельзя не принять во внимание опыт Аскара Мырзахметова, бывшего главы этого региона, то есть акима Туркестанской и Шымкентской областей. Он поручал своему пресс-секретарю, пресс-службе и мониторинговым группам собирать всю негативную информацию, критику и проблемы, касающиеся его компетенции в СМИ и социальных сетях, а затем тщательно их анализировать. Наиболее актуальные или действительно обоснованные из них он брал под свой контроль, лично подписывал и строго контролировал решение проблем руководителями соответствующих управлений. Хотя сегодня это может показаться легендой, в Шымкенте были и такие положительные дела. Сегодня для решения простых вопросов, решаемых в ауле и районе, например, для строительства простой дороги или рытья арыка, все чаще пишут открытые письма Касым-Жомарту Токаеву. Неужели те, кто находится между главой государства и народом, будут получать зарплату, ничего не делая? Если так, то давайте повысим статус и компетенцию маслихатов, одного из звеньев местного самоуправления, и передадим бразды правления им.

– В одном из ваших интервью вы отметили: «У рейтинга есть свой рейтинг, и даже составление рейтингов акимов становится новой формой шантажа руководителей». Как это можно понять?

– Не секрет, что лидирующие позиции акимов в рейтингах, даже опережающие таких лидеров, как Алматы, стали главной новостью 2021 года. Однако следует обращать внимание не только на количество составителей рейтинга, но и на его качество. По сути, рейтинг должен быть объективным и аналитическим, свободным от личных и трайбалистских коммерческих позиций. Только тогда его можно возводить на пьедестал и объявлять в масштабах страны. В Шымкенте, даже без рейтингов, ведется большая работа. Теперь показать это на должном уровне – долг, и широкое освещение его положительных сторон – большая задача для идеологов города. Пока информационная работа находится на хорошем уровне, ее можно вывести на еще более высокий, великий уровень. Главное, чтобы воля и упорство не иссякли.

– Итак, кажется, мы подошли к выводу. Какую модель акима вы бы предложили?

– В целом, говорят: «Народ не скажет зря». На вопрос «Какой аким нужен Шымкенту?» местный общественный активист Асет Ассанди ага когда-то ответил так: «Шымкент – мегаполис с особым менталитетом. Этому городу нужен аким, который понимает народ, может говорить на одной волне, владеет казахским языком, и у которого наряду с деловыми качествами будут честность и простота характера». Я бы добавил к этому, что это должен быть человек, любящий свою страну и землю, с идеей служения.

Сколько акимов приходило и уходило из Шымкента. Многие приезжали и уезжали, считая это место «очередной кучей навоза». Вина здесь не у местных жителей, а у тех, кто принимает решения в столице. Тем не менее, важно не только правильно проведенная многоэтапная процедура оценки, но и определение психологического типажа кандидата. Выбор профессионала не гарантирует, что он будет соответствовать целям, задачам, команде и ценностям управляемой им структуры. Соответственно, отложив в сторону профиль, ищут подходящего человека. Профиль компетенций, опыт, предыдущие достижения и другие биографические данные узнать легко. Труднее всего – оценить личные качества кандидата и точно определить его ментальные особенности. А если будет выбран и назначен профессиональный аким, это будет большим счастьем. Останется лишь гармонично вписать его образ в бренд-имидж Шымкента.

– Ваши слова да будут услышаны… Какие советы вы могли бы дать в плане информационной работы?

– Особенность государственного или правительственного PR заключается в охвате всех слоев и уровней населения. Бренд и имидж региона зависят от акимата региона, а бренд и имидж акимата – от общего образа региона. Между ними стоит образ градоначальника. Одно без другого невозможно. Поэтому следует учитывать три масштаба и пункта.

– Что следует сделать в экономическом плане?

– Русские ученые Игорь Рожков и Владимир Кисмерешкин когда-то спорили с Кремлем, говоря: «Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург». Казахстан тоже не ограничивается мегаполисами Астаной и Алматы. Настоящий казахский народ состоит из совокупности таких городов, как Шымкент, и таких регионов, как Туркестан. Политическая и деловая активность таких регионов, как Шымкент, делает их известными и за рубежом. Сегодня шымкентцам предоставлен уникальный шанс вырваться вперед как городу, которому отдается приоритет в масштабах страны. И этим нужно уметь пользоваться.

В эпоху быстрой циркуляции мобильных активов – капитала, технологий, ноу-хау, управленческих методологий – стыдно ограничиваться в Шымкенте использованием таких устаревших инертных активов, как природные условия, климатические ресурсы, объекты инфраструктуры. Действительно, даже в наших развитых регионах актуальны вопросы экономической самодостаточности, и, самое главное, эффективного использования своих природных ресурсов

Previous Post

Президент ознакомился с туристическим потенциалом Жетысуской области

Next Post

Королева Иордании раскритиковала западных лидеров

Next Post

Королева Иордании раскритиковала западных лидеров

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.