Фото: Открытый источник
Приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 20 ноября 2023 года утвержден профессиональный стандарт преподавателей (ППС) организаций высшего и послевузовского образования, сообщает «Ұлт ақпарат».
Целью разработки стандарта является описание знаний, навыков и компетенций, требуемых от преподавателей по квалификации высшего образования, а также разработка методических рекомендаций для формирования образовательных программ по послевузовскому образованию, переподготовке и повышению квалификации.
Стандарт применяется для:
– обеспечения общего понимания профессиональных компетенций преподавателей (профессорско-преподавательского состава) высших учебных заведений и информирования заинтересованных сторон общества;
– определения результатов обучения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, целей и содержания образовательных программ;
– характеристики профессиональных компетенций преподавателей при проектировании и реализации педагогической деятельности;
– развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
– установления и оценки уровней квалификационных требований и трудовых функций преподавателей.
Стандарт определяет содержание деятельности преподавателя высшего образования, требования к уровню образования, профессиональному опыту и подготовке, а также:
– при формировании образовательных программ магистратуры и докторантуры, в том числе по подготовке педагогических кадров, а также при аттестации и подтверждении квалификации педагогических кадров и выпускников квалификации высшего образования, определяет требования и перечень результатов обучения;
– служит основой для планирования переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
– является инструментом дифференцированной оценки квалификационных уровней преподавателей, их трудовых функций и степени профессионального развития;
– позволяет преподавателям развивать профессиональные и лидерские качества в учебной, научно-исследовательской и научно-методической деятельности в соответствии с инновационными процессами.
Стандарт является одним из четырех основных элементов национальной системы квалификаций. Он учитывает уровни Национальной рамки квалификаций (НРК) и Отраслевой рамки квалификаций (ОРК) в сфере образования.
Стандарт также является базовым документом с учетом принципа академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений, служит основой для разработки образовательных программ магистратуры и докторантуры