Фото: otyrar.kz
Одной из актуальных проблем в стране является дефицит школ. В настоящее время только в столице – Астане – на каждого десятого ребенка не хватает места в школе, это 27 тысяч учеников. Поэтому в последние годы увеличилось количество частных школ.
Если по стандарту в одном классе должно быть не более 25 детей, то во многих учебных заведениях количество детей в одном классе приближается к 40. Есть даже школы, работающие в три смены. Департамент финансов и бюджетного планирования Министерства просвещения заявил в прошлом году, что к 2026 году дефицит мест в школах может достигнуть 1 миллиона 100 тысяч. По этой причине в настоящее время растет число частных школ. Если в 2022 году в стране действовало 408 частных школ, то в 2023 году их число достигло 563.
В Казахстане есть особенность: стандарт образования во всех школах одинаков, его утверждает Министерство просвещения. А в некоторых странах, таких как США, Сингапур, каждое учебное заведение создало свою систему образования, в некоторых странах действует стандарт, утверждаемый на уровне города или района.
Наши частные учебные заведения, отчитываясь перед Министерством просвещения Казахстана и работая по государственному стандарту, могут внедрять авторские методики и подходы в обучении. Например, школа может уделять особое внимание определенному предмету или развивать STEAM, иностранные языки, подготовительные занятия, подготовку к олимпиадам или робототехнику. Также в некоторых школах родители учеников могут участвовать в принятии важных решений, влияющих на политику учебного заведения.
Нельзя сказать, что частные школы дают более качественное образование, чем государственные. Каждая школа разная, говорит Марина Болаткызы, мать троих детей:
«Младшего ребенка я отдала в частную школу. Думала, что условия и образование в школе будут лучше. Действительно, внимание к каждому ребенку и создание условий для них оказались хорошими. Образование тоже меня удовлетворило. Но я не могу сказать, что образование в государственных школах, где учились мои старшие дети, было плохим. Все зависит от координационного отдела школы,