Фото из архива спикера
Имя актера-режиссера Райымбека Сейтметова, внесшего огромный вклад в казахское искусство и культуру, воспитавшего талантливых актеров из небольшого Туркестана, посвятившего всю свою жизнь искусству и все свои силы созданию театра на своей родине, хорошо известно всему казахскому народу. Азат Сейтметов, сын выдающегося деятеля, рассказал об отцовской и гражданской сущности своего отца, народного артиста Казахской ССР, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Райымбека Ногайбаевича. Невестка Данагуль Темирсултанова, которая никогда не называла имя своего свекра, также поделилась воспоминаниями.
БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛОСЬ ЯЗЫКУ…
Мой отец приехал учиться в Алматы из города Кентау, а моя мать – из Жамбылской области. Так они и встретились здесь. Я родился в декабре 1964 года в Алматы. Отец – актер-режиссер, мать – врач. Оба работали. Поэтому до школы я рос на попечении дедушки и бабушки по материнской линии. А когда пришло время идти в школу, в 1972 году, я переехал к родителям. Так как я вырос в деревне, мой язык был казахским, я совершенно не понимал русский язык. Приехав в город, меня отдали в русский детский сад, чтобы я выучил русский язык. Позже отец со смехом рассказывал, что через неделю-две я устроил скандал, сказав родителям: «Я туда не пойду, там никто не говорит по-казахски, я ни с кем не могу играть, идите сами». Отец, довольный этим, отдал меня в казахскую школу №12. В то время отдать ребенка в казахскую школу было большой проблемой. Человек должен был знать русский язык, а не казахский. Но дети многих интеллигентов учились в той же школе, что и я. В то время в Алматы были казахская школа №12 и казахская школа-интернат №4. Дух казахов – это язык, отец уделял языку большое внимание. Сам он никогда не говорил по-русски. Говоря полными казахскими словами, он говорил очень интересно. Поэтому, наверное, он хотел, чтобы его внуки тоже говорили по-казахски и учились на казахском языке. В связи с этим часто вспоминается история поступления в школу нашей старшей дочери Айши. Любой родитель хочет, чтобы школа ребенка находилась рядом с домом, чтобы можно было легко добраться. Мы с Данагуль, будучи артистами, хотели, чтобы школа была еще ближе к дому. Поэтому мать искала школу рядом с домом и нашла гимназию всего через улицу. За дастарханом отец спросил: «Вы решили вопрос со школой Айши, где она будет учиться?» Данагуль ответила: «Да, рядом с домом есть русская гимназия, я поговорила там, наверное, отдадим ее туда». Тогда отец медленно поставил свою чашку чая, нахмурился и долго сидел молча. Затем сказал: «Да, вы правильно сделали, отдайте ребенка в русскую школу. Пусть ребенок болтает, забывает родной язык и становится русским по происхождению. Вы правильно сделали, дети, я доволен!» Только тогда мы поняли, что сделали что-то неправильно, и попросили прощения. Мы сказали, что рассмотрим казахскую школу, и чуть не сгорели от стыда. После этого этот вопрос больше не обсуждался в нашей семье, и все наши дети учились в казахских школах. Отец был человеком чистого искусства. Он не особо вдавался в домашние дела, воспитание детей. Он был настоящим мастером на все руки, который никогда не держал в руках молоток. Домашними делами занималась мать, а в воспитании детей большую роль играли мать и бабушка. Тем не менее, отец был мягким человеком, он никогда не повышал на нас голос. Я знаю, что расцвет театра им. Г. Мусрепова пришелся на годы работы моего отца. Он ставил спектакли о великих личностях