Фото: pixabay.com
Вчера, 17 сентября, заместитель министра национальной экономики Казахстана Азамат Амрин представил проект нового Налогового кодекса. Ult.kz рассказывает об особенностях нового кодекса.
По словам Амрина, в новом Налоговом кодексе будет сделан акцент на налоговое администрирование. Будет внедрена сервисная модель администрирования. Регистрация налогоплательщиков станет проще. Налоговая отчетность будет сокращена. Контроль будет цифровизирован.
«Разработаны комплексные подходы для реинвестирования в производство, технологическое оборудование.
Оптимизированы специальные налоговые режимы, приняты меры по снижению рисков дробления бизнеса. Вместе с тем, поручено перейти к дифференцированным налоговым ставкам, ввести «налог на роскошь», сократить количество налогов и платежей на 20%, сократить налоговые льготы на 20%. В целом, по всем поручениям Правительством подготовлены предложения», — сказал вице-министр.
По его словам, количество налогов и других обязательных платежей в бюджет сократится не менее чем на 20%.
«Будут исключены платежи, не имеющие существенного фискального возврата, некоторые будут объединены.
У нас будет всего 12 налогов. Они соответствуют международной практике. Только единый земельный налог с крестьянских и фермерских хозяйств аналогичен налогу на доход. Поэтому предлагается единый земельный налог перевести в подоходный налог. Льготный режим для крестьян и фермеров сам по себе сохранится. Изменится только наименование платежного кода», — говорит он.
В новом кодексе предлагается исключить 2 из 11 платежей. Это платежи за размещение наружной рекламы и за использование лицензий на занятие отдельными видами деятельности.
Также предлагается объединить 3 платежа: за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за пользование лесом и за пользование животным миром. Будет один платеж – платеж за пользование природными ресурсами.
В целом, количество ставок платежей сократится до 77. Предлагается сократить 6 видов сборов. По ним будут исключены 34 вида ставок.
Также будут исключены 5 видов государственных пошлин, по которым ставки сократятся на 51. Это позволит выполнить задачу по сокращению количества налогов и платежей более чем на 20%.
Следующая задача – привести в порядок налоговые льготы и сократить их объем не менее чем на 20%. По данным налоговых деклараций за 2022 год их сумма составила 9,5 трлн. тенге. Из них 744 нормы были определены как льготы на сумму 3,3 трлн тенге.
На сегодняшний день предлагается исключить 110 налоговых льгот на сумму более 1300 млрд. тенге. Кроме того, срок применения по 29 налоговым льготам на сумму более 400 млрд. тенге будет ограничен.
«Как вам известно, в прошлые годы формы налоговой отчетности были максимально упрощены. Это создавало трудности в ведении учета. Теперь льгота будет обязательно отражаться в формах налоговой отчетности. Кроме того, соответствующим отраслевым государственным органам предлагается закрепить обязательства по мониторингу показателей эффективности», — говорит вице-министр.
Также в качестве системных мер предлагается четко регламентировать понятие налоговых льгот, порядок их предоставления, мониторинг, анализ, порядок их исключения. Все это будет регулироваться подзаконными актами.
«Базовая ставка 20% сохранится. Для банковского сектора и игорного бизнеса будет установлена повышенная ставка 25%. При этом, если банки кредитуют реальный сектор экономики, то по таким доходам будет применяться базовая ставка 20%. Ставка на уровне 10% будет предложена для производства собственной продукции, а также для финансового лизинга и социальной сферы.
При этом для социальной сферы предлагается разрешить выплату дивидендов своим акционерам и учредителям. Для производителей сельскохозяйственной продукции сохранится ставка на уровне 3%. Для всех категорий налогоплательщиков, независимо от размера субъективности, будут предоставлены «универсальные» стимулы для инвестиций», — говорит вице-министр.
Вместе с тем,