Фото: novoetv.kz
Сегодня для девушек и женщин, независимо от их внешности, социального статуса и происхождения, созданы условия для получения образования, построения карьеры и достижения высокого дохода. Тем не менее, конкурсы, прославляющие идеальную красоту, такие как «Мисс Мира» или «Мисс Казахстан», по-прежнему актуальны. Как конкурсы красоты влияют на общественное восприятие внешности женщин и стандарты красоты? Ult.kz попытался найти ответ на этот вопрос.
Почему нет конкурсов, оценивающих мужчин?
Феминистки борются с конкурсами красоты уже полвека. В 1968 году (во время расцвета феминистского движения в США) в Атлантик-Сити, городе, где впервые появились такие конкурсы, 400 женщин вышли на митинг против конкурсов красоты. Протестующие скандировали: «Делает ли ее привлекательной то, что она продает свое тело?», массово выбрасывали косметику и бюстгальтеры в мусорные баки и надевали корону на живую овцу посреди улицы. Но мировой стандарт 90-60-90 продолжает действовать.
Девушки изнуряют себя различными диетами в погоне за идеальной фигурой, не принимают процесс старения и делают инъекции для разглаживания морщин, уменьшают пухлость щек и увеличивают пухлость губ, рисуют искусственные брови вместо своих. Сегодня это обычные косметические процедуры, а сколько женщин делают пластические операции, удаляя ребра и увеличивая ягодицы. Во всем этом виноваты стандарты идеальной красоты, пропагандируемые по телевидению и в глянцевых журналах.
Феминистка Айгерим Кусаинкызы говорит, что такие конкурсы представляют женщин не как людей, а как объекты, оцениваемые по внешности, соответствующей определенным «стандартам». Это противоречит прогрессу в установлении гендерного равенства.
«Поддерживая стереотип «главная ценность женщины – ее красота», они ограничивают роль женщин. Интеллектуальные и лидерские качества женщин часто остаются в тени в обществе. Аналогичных мероприятий для мужчин на таких конкурсах нет. Они существуют в мире, но не у нас. Это выглядит как продолжение особых требований к женщинам. Конкурсы, такие как «Мисс Казахстан», пропагандируют только женщин, соответствующих определенным этническим и национальным стандартам. Это может противоречить этническому и культурному многообразию и формировать ограниченное понимание национальной идентичности», — говорит Айгерим Кусаинкызы.
Оцениваем ум, а не красоту
Руководитель конкурса «Мисс Казахстан» Баян Максаткызы заявила, что в этом году требования к участницам изменились. Она хотела показать, какой должна быть современная казахская девушка, через этот конкурс.
«В этом году это был не просто конкурс красоты. Меня интересовала гражданская позиция участниц. На кастинге я задала участницам следующий вопрос: «Если бы вы были акимом своего села, что бы вы изменили в своем селе?» Если бы они сказали, что построили бы школу, я бы одобрила. А если бы они сказали: «Я бы построила школу, отремонтировала детский сад, привлекла учителей из-за рубежа, осветила сельские улицы, обновила все автобусы, заасфальтировала дороги», я бы рассмотрела их как участниц. То есть в этом году они будут больше демонстрировать не только свои таланты, но и свою гражданскую позицию», — сказала Баян Максаткызы в программе «Din Dina show».
Фото: missqazaqstan.official
PR-директор конкурса «Мисс Казахстан» Гулим Советкан также отмечает, что концепция и идеология конкурса изменились в соответствии с требованиями времени. Сейчас «Мисс Казахстан» — это площадка для развития девушек, для их дальнейшего роста.
«Здесь, конечно, есть оценка. Здесь оценивается не только внешность, но и внутренний мир, таланты, образование, поведение и другие аспекты. Как вы сами заметили, среди участниц есть чемпионки, спортсменки, девушки, добившиеся успехов в каждой сфере. Эти девушки — не просто модели, у них есть основная профессия, поэтому мы хотим помочь им раскрыться как личностям, развиваться как личностям, а не как объектам», — говорит Гулим Советкан.
Феминистка Айгерим Кусаинкызы заявила, что она только поддерживает