Фото: malim.kz
Доля сельского хозяйства в общем внутреннем продукте составляет всего около 5%. Об этом на заседании Мажилиса сообщил Премьер-министр РК Алихан Смаилов, передает ult.kz.
По словам Смаилова, основные причины этого: низкая урожайность, медленные темпы увеличения площадей орошаемых земель, неэффективное использование воды, слабое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, недостаточное материально-техническое оснащение и другие.
По поручению Мажилиса Высшая аудиторская палата провела соответствующий аудит, и по итогам аудиторского мероприятия за 5 лет из бюджета на субсидирование было выделено около 2 трлн тенге. «Однако ряд системных проблем ограничивает их эффективность», — говорит Алихан Смаилов.
Первая из них – недостатки стратегического планирования и отсутствие преемственности в развитии отрасли.
«Министерством сельского хозяйства за последние 10 лет было принято несколько программных документов. Большинство из них не были доведены до конца. В ходе реализации были досрочно отменены. Приоритеты постоянно меняются. Это препятствует созданию эффективной системы государственной поддержки отрасли. А искаженные ведомственные статистические данные оказали негативное влияние на формирование реальных направлений. В результате отдельные целевые индикаторы были признаны завышенными и впоследствии снижены. Но это также не обеспечило успешную реализацию более 40% целевых индикаторов Концепции развития агропромышленного комплекса», — говорит он.
По словам Премьер-министра, в системе субсидирования также есть недостатки.
«Виды и направления субсидий постоянно меняются. Механизм их предоставления также меняется в ходе реализации. Только за 5 лет было внесено более 70 изменений. Правила в отдельных случаях принимались с опозданием. Несмотря на то, что прошло более 5 лет, правила субсидирования доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции, увеличения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до сих пор отсутствуют. Это происходит из-за непроработанности подходов к субсидированию на момент внесения этих инициатив. В таких условиях сельхозтоваропроизводителям сложно адаптироваться к нововведениям, и это приводит к недоверию к мерам государственной поддержки.
Объем субсидирования растет, однако вопрос их эффективного использования не решен. Конкретные приоритеты субсидирования не определены. Это способствует распылению субсидий на множество направлений. Имеется 67 видов субсидий по 17 направлениям, а их эффективность невелика. Кроме того, конкретные целевые индикаторы не определены. По оценкам экспертов, из-за большого количества направлений ряд субсидий финансируется в 2 раза меньше. Во многих случаях исполнение заявок на получение субсидий затягивается до 2 лет. Оценка получателей субсидий не проводится. Все это привело к выплате 5 млрд тенге субсидий более чем 2,5 тысячам субъектов, прекративших свою деятельность до получения или после получения субсидий. Около 3 тысяч получателей субсидий на сумму 5,4 млрд тенге даже не являются субъектами агропромышленного комплекса. В таких условиях сложно говорить об эффективности субсидирования», — отмечает Смаилов.
Вторая проблема – отсутствие встречных обязательств. Премьер-министр отметил, что большинство получателей субсидий рассматривают такие меры поддержки не как направленные на конечный результат, а как обязанность государства по возмещению их расходов. Он сказал, что выплата субсидий приобретает «социальный характер».
«Необходимость встречных обязательств была определена в Концепции развития агропромышленного комплекса и должна была быть внедрена с конца 2022 года. Фактически они внедрены только по четырем из 17 направлений субсидирования. Встречные обязательства должны быть конкретными, легко отслеживаемыми показателями и демонстрировать результативность субсидий. В первую очередь, они должны способствовать повышению урожайности, обеспечению продовольственной