Фото: открытые источники
«Свадьба – сокровище казахов». Но в последние годы мы обесцениваем это сокровище и теряем его достоинство. Все это – следствие той самой показной роскоши, погони за большинством и ложной гордости, чтобы не отстать от других. Тамада, жаждущие дешевого смеха, превратили свадьбы в шоу и, пытаясь наполнить их шутками и сатирой, испортили их прелесть. Недавно представители интеллигенции Жамбылской области предложили свежие идеи относительно казахских свадеб и выступили с обращением о формировании общей культуры казахского общества, сообщает Ult.kz.
Мы побеседовали с директором Центра духовности и исторической науки имени Шерхана Муртазы при Управлении культуры и развития языков акимата Жамбылской области Жасуланом Абдиманапом, который первым выдвинул эту идею и донес ее актуальность, и получили ответы на наши вопросы о том, как восполнить этот пробел.
– Жасулан Лесбекович, не секрет, что сегодня в стране стало много свадеб. Некоторые получают приглашения на несколько свадеб в месяц, а то и в неделю. Проблема, конечно, не в этом. Главная проблема заключается в культуре свадеб, в неудовлетворительном качестве свадебного этикета.
– Уметь смешить – искусство, жить с улыбкой – жизнь, быть посмешищем – смерть. Современные казахи, в том числе простые казахи, с горечью говорят о большом количестве свадеб. Мы достигли того уровня, когда, говоря «Дай Бог, чтобы не лишил нас свадеб», мы также говорим «Дай Бог, чтобы не приглашал на свадьбы». Это печально и непонятно. На всех свадьбах мы желаем радости и говорим, чтобы свадьба не кончалась. Но как только выходим, проклинаем: «Ох, какая обуза, каждый день приглашения, каждый день свадьба». Мы сами стонем: «Вся моя зарплата уходит на свадьбы, мы взяли кредит». Мы видели и смеялись над пьяной старухой, которая танцует, и над стариком, который садится на шпагат. Мы уже не удивляемся тамаде, которые воруют угощения, ползают голыми, просят похлопать. Считая это нормальным, мы начали надевать халаты на овец, сажать на трон старых женщин, проводить бракосочетания собак и кошек.
Что мы придумаем теперь? Не осталось ли мудрых старцев, чтобы сказать «стоп», не осталось ли детей, которые слушают старцев, мы демонстрируем всевозможную показную роскошь, расточительство, и, в конечном итоге, глупость. В итоге казахи нашли самый легкий способ превратить себя в посмешище.
– Как мы можем исправить такую безобразную ситуацию? Будем ли мы продолжать так?
– Да, что делать?! Этот вопрос должен был заставить общество задуматься в целом. Но этого не происходит. Конечно, свадьба – это личная радость каждого, каждой семьи! Они сами знают, как ее провести. Не упадем ли мы в эту пропасть самонадеянности и не потерпим ли сокрушительного поражения? Стоило бы пожалеть хотя бы тех малышей, которые спотыкаются о ваши штаны и копошатся внутри ресторана. Какой пример, какое наставление мы им даем?
Кроме произнесения речей с пеной изо рта и четырехчасовых танцев до пота, сегодняшние казахские свадьбы давно отошли от наставлений и воспитания, обычаев и традиций. Но не все так плохо. Есть свадьбы, на которых поднимается дух, искренне радуешься, наслаждаешься мудрыми словами, говоришь о единстве и жизни, радуешься вместе с хозяином торжества. Однако их очень мало. Теперь, с намерением хотя бы удвоить число этого меньшинства, аксакалы, интеллигенция, ветераны, тамада и акимат Аулиеаты обратились с призывом. Я думаю, что те, кто прочитает этот призыв, даже если будут иметь разные мнения, обрадуются этому, потому что это то, что поймут люди с пониманием, широким кругозором и едиными взглядами.
– В целом, обращаться к обществу, давать советы молодежи – это хорошо, конечно. Однако, чтобы сказанное слово не осталось лишь на слова
