Фото: из личного архива Куралай Есмухановой
Какие экологические проблемы необходимо решить в наших мегаполисах, в том числе в Алматы? Как это изменит жизнь казахстанцев? Например, стоит ли давать волю «расползанию» южной столицы, нужно ли переводить города на «дорожную диету» и как правильно экономить воду в мегаполисах? Свое мнение по этому вопросу высказала Куралай Есмуханова, руководитель группы архитекторов INK Architects, дипломированный член Королевского института британских архитекторов (RIBA), международный ассоциированный член Американского института архитекторов (AIA).
Снижение зависимости от автомобилей и «дорожная диета»
По ее словам, более 70% мировых выбросов CO2 сегодня связано с обеспечением городской жизни, транспортом, строительством и эксплуатацией зданий, обслуживающими города отраслями и переработкой отходов. Об этом говорится в исследованиях Программы ООН по населенным пунктам (UN-Habitat).
Таким образом, строительство и эксплуатация зданий составляют около 42% ежегодных глобальных выбросов CO2 в мире.
27% из них связаны с эксплуатацией зданий. А углеродный след четырех основных материалов строительства и инфраструктуры – цемента, железа, стали и алюминия – добавляет еще 15% в год.
Предложенная архитектором схема
Поэтому в последнее время архитекторы и градостроители по всему миру активно применяют принципы нового урбанизма, которые помогают снизить выбросы, делая города здоровыми и зелеными. Новый урбанизм влияет на окружающую среду через несколько ключевых факторов.
«В первую очередь, снижение выбросов от транспорта. Около 40% парниковых газов от транспорта приходится на личные автомобили. Поэтому нужны компактные города, которые сокращают транспортное движение и увеличивают количество пешеходов. Желательно снизить зависимость от автомобилей и перейти на «дорожную диету». Принципы компактности, смешанного использования территорий (жилье, работа, магазины поблизости) и доступности для пешеходов снижают необходимость частых и долгих поездок на автомобиле. Кроме того, широкие дорожные покрытия и парковки нагревают города и не помогают решить проблемы пробок. Они удерживают тепло и нагревают город, поэтому страдает так называемое «ветровое течение».
Эту проблему можно решить с помощью «дорожной диеты» – сокращения автомобильных полос в пользу зеленых насаждений, велосипедных дорожек и общественного транспорта. Для движения важна не ширина улиц, а их количество и разнообразие сценариев движения. Например, теоретически три двухполосные улицы лучше одной многополосной магистрали», – говорит казахстанский архитектор Куралай Есмуханова.
По ее мнению, акиматам важно активно поддерживать проекты, предусматривающие выделенные полосы для общественного транспорта и микромобильности (самокаты и велосипеды). Это должно снизить и нагрузку на дороги в больших городах.
Борьба с разрастанием города
Новый урбанизм предполагает более плотную и компактную застройку, поскольку он позволяет эффективнее использовать освоенные территории и не допускает бесконтрольного «расползания» городов на природные ландшафты, леса и сельскохозяйственные земли, объясняет архитектор.
«В обществе существует мнение, что городскую территорию нужно расширять, чтобы центр «дышал». Однако такой подход часто приводит к социальному неравенству, поскольку за пределами центров с инфраструктурой начинают жить больше людей. Алматы пытается бороться с этим, предотвращая дальнейшее «расползание» города и организуя полицентры для создания справедливых и равных условий для всех жителей мегаполиса, независимо от того, находятся они в центре или на окраине. В результате ожидается возможность сохранить биоразнообразие на окраинах, защитить экосистемы и более эффективно использовать земельные
