Фото: Открытый источник
12 сентября – особенный день для казахского искусства. Именно в этот день в 1941 году решением Совета Народных Комиссаров Казахской ССР в Алматы была открыта киностудия художественных фильмов, которая позже, с 1960 года, получила название «Казахфильм». С тех пор этот родной очаг стал золотой колыбелью национального кино. В честь этой знаменательной даты корреспондент Ult.kz рассмотрел, какие художественные фильмы, вошедшие в историю, были сняты этой киностудией за эти годы.
В 1941–1944 годах студия выпустила около 80% всех художественных фильмов Советского Союза, среди которых был и знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Это знаменитая советская историческая драма режиссера Сергея Эйзенштейна: «Иван Грозный. Часть 1» (1944) и «Иван Грозный. Часть 2» (1946, официальный показ в 1958 году). Этот фильм – одно из выдающихся произведений мирового кинематографа. В картине изображено стремление русского царя Ивана IV к централизации государства и то, как власть толкает его к жестокости. В первой части показана мечта молодого царя о единении страны и предательство во дворце, а во второй части показано, как по мере усиления его власти он превращается в подозрительную, жестокую личность.
Киностудия сыграла важную роль в годы войны, обеспечивая кинематографический фронт материалами, которые вдохновляли и поддерживали боевой дух бойцов.
Важным событием в истории казахского кино стало пришествие в кинорежиссуру театрального актера Шакена Айманова. В 1952 году он мастерски сыграл роль Джамбула Джабаева в фильме «Джамбул», снятом Ефимом Дзиганом. Фильм посвящен жизни и творчеству казахского народного поэта Джамбула Джабаева. В картине показано, как Джамбул с детства становится импровизатором из народа, его борьба против несправедливости, воспевание единства народа. Произведения и личность Джамбула показаны как духовная опора народа.
В 1954 году на экраны вышел первый казахский фильм, снятый в полностью национальном духе, – «Дочь степей». Его режиссером был Герберт Раппапорт.
Через этот фильм зрители увидели подлинные казахские традиции, быт и культуру, что стало важным событием для национального кино. Фильм изображает жизнь в казахском ауле после войны. Главная героиня – трудолюбивая молодая девушка Сауле. Она вносит вклад в развитие народного хозяйства на просторах степи и изображается как активный представитель новой эпохи. «Дочь степей» – произведение, по-новому показавшее образ женщины в советский период. В картине художественно раскрыта активная роль женщины в обществе и чаяния новой эпохи.
В этом же году по сценарию Габита Мусрепова вышел режиссерский дебют Шакена Айманова – фильм «Поэма о любви». Это произведение положило начало развитию казахской национальной кинорежиссуры и заложило основу для регулярного выпуска художественных фильмов на Алматинской киностудии. Это одно из первых лирических произведений казахского кино. Фильм изображает чистоту и искренность чувства любви, судьбы героев, стремящихся сохранить ее от жизненных испытаний. Картина, основанная на национальных традициях и музыке, прославляет любовь и человеческие ценности.
В 1959 году фильм «Наш любимый доктор» получил поощрительный диплом на Всесоюзном кинофестивале, что подтвердило высокий уровень казахстанских кинематографистов. Главный герой фильма – сельский врач Ермек. Он – человек, преданный своему делу, добрый и простой. Ермек изображается не только как лечащий врачей, но и как сочувствующий, верный друг сельских жителей. Человечность и профессиональное мастерство в его характере вызывают любовь простого народа.
В том же году Шакен Айманов стал художественным руководителем фильма «Путь жизни». Его режиссерские и актерские работы сыграли решающую роль в становлении казахстанского киноискусства. Режиссер – Ефим Дзиган.
Фильм изображает образование Казахской ССР и первые индустриальные шаги. События разворачиваются в исторический период 20–30-х годов ХХ века. Основное внимание уделяется вступлению народа в новую жизнь, изменениям в деревне и городе в ходе социалистического строительства. Картина показывает период больших исторических поворотов через судьбы простых людей. Герои участвуют в создании нового общества трудом, знаниями и единством.
9 января 1960 года киностудия официально получила название «Казахфильм». Это стало началом нового этапа в истории студии. С 1960 года «Казахфильм» выпустил более 50 документальных фильмов, часть из которых вышла на всесоюзный экран и была принята в Москве.
В эти годы активно начала развиваться и казахская мультипликация. Анимационный фильм «Почему у ласточки хвост рожками?» вышел в 1967 году. Режиссер – Амен Кайдар (основоположник казахской анимации).
Этот мультфильм создан на основе народной сказки. В нем изображен подвиг маленькой птицы – ласточки, заботливой и доброй к людям. По легенде, ласточка, выступившая против дракона, похитившего огонь у людей, принесла огонь людям. Но дракон обжег ей хвост, и с тех пор хвост птицы стал раздвоенным. Считается первым произведением казахской национальной анимации. Впервые сюжет казахской сказки был перенесен на экран, и народное устное творчество было адаптировано на язык мультфильма. Образы героев, мелодии выполнены в национальном духе.
В 1970 году вышел фильм режиссера Султана Ходжикова «Кыз Жибек» – одно из важнейших произведений в истории казахского кино. Фильм, передавая через экран традиции и обычаи казахского народа, стал культурным наследием страны. Фильм снят по мотивам классической лиро-эпической поэмы казахского народа. История рассказывает о подлинной любви Толегена и Жибек. Главные роли сыграли Куман Тастанбеков (Толеген), Меруерт Утекешева (Жибек), Нурмухан Жанторин (Бекежан).
В 1974 году вышел документальный фильм «Шакен Айманов», посвященный великому режиссеру и актеру. Фильм посвящен творческому пути одного из основоположников казахского киноискусства, знаменитого актера и режиссе

