Фото: Из личного архива Кайыр Рысбаева
Исследователь и администратор казахской Википедии Кайыр Рысбаев предлагает новый взгляд на казахскую шежире (родословную). Он считает, что наряду с именами мужчин, в шежире должны быть включены и имена женщин. По его мнению, эта инициатива является шагом к гендерному равенству и попыткой восстановить историческую справедливость. В интервью ученый поделился своими мыслями об эволюции шежире, сочетании традиций и современных требований, а также об определении места женщин в истории.
– Кайыр мырза, когда и как у вас появилась идея включить женщин в шежире?
– В генеалогии есть два направления: нисходящая и восходящая шежире. Казахи традиционно перечисляют потомков одного человека, то есть использовали нисходящий тип шежире. А я, наоборот, когда начал составлять родословную своих предков и бабушек, столкнулся с трудностями в поиске имен женщин. Потому что их имена в большинстве случаев не записывались. Чтобы найти их, нужно было знать имя отца и кого-то из братьев. Даже в книге шежире «Қояншы Дәулет Тағай», изданной моими родственниками по материнской линии в 2008 году, были только мужские имена, а в версии 2018 года были добавлены и женские. Эта разница заставила меня задуматься: почему запись имен женщин не стала традицией?
– Что, по вашему мнению, побудило вас исследовать этот вопрос?
– Во многих шежире имена женщин вообще не упоминаются. Однако, если в этом роду была известная или заслуженная женщина, ее биография пишется отдельно. Но и здесь есть интересный момент: отец или род этой женщины не указываются в шежире. То есть, есть фотография и биография, но в самой шежире нет информации о том, от кого она произошла. Это парадокс сам по себе. В результате таких женщин можно найти в шежире только по их роду и имени отца. Однако в самой шежире они не указываются как «дочь такого-то».
– Говорят, что это противоречит традициям. Что вы скажете?
– Включение женщин в шежире не противоречит казахским традициям. Потому что традиция – это не застывшее понятие, она развивается и обновляется в соответствии с течением времени. Например, раньше шежире передавалась устно и не сохранялась в письменном виде. Сейчас она издается в виде книг. Никто не считает это нарушением традиции. Точно так же, хотя раньше фотографий не было, сегодня мы добавляем фотографии людей в шежире. Это тоже признак развития традиции в новом аспекте. Причина, по которой раньше не включали девушек, не в запрете на их запись. Есть огромная разница между тем, что было запрещено, и тем, чего раньше не было.
Блюда на казахском дастархане также подтверждают эту тенденцию. Например, в древности мясо просто резали, а затем добавляли к нему тесто, морковь и другие ингредиенты, сформировав сегодняшнее сложное блюдо «бесбармак». Точно так же итальянская пицца изначально была простым блюдом, приготовленным из остатков еды, оставшихся на кухне, поверх хлеба. Затем она стала всемирно известным блюдом. Следовательно, любая традиция склонна к развитию и обновлению.
Точно так же и шежире должно подвергаться современным изменениям. Необходимо указывать не только имена женщин, но и годы рождения и жизни каждого человека. Эта информация очень важна для будущих поколений. Сбор этих данных через архивы и документы сейчас также прост. Со временем сохранится системность в написании шежире, станет легче определять, кто кому является родственником, братом или близким. И годы не займут много места в объеме книги.
1 Иллюстрация. Если есть забытые предки, можно определить, сколько поколений пропущено, по годам их рождения, и проверить полноту шежире.
Кроме того, важно ввести стандарт для шежире. Например, фотографии каждого человека должны храниться в определенном формате – четкие, индивидуальные снимки. Точно так же должна быть последовательность и в биографиях: достаточно указать конкретные годы рождения и жизни, не перегружая ненужной информацией. Такая система сделает шежире компактным и понятным.
Пример фрагмента шежире с добавлением лет:
Стоит отметить, что при включении девушек в шежире их дети не включаются. Потому что дети девушки относятся к роду ее мужа. Однако сами девушки должны быть упомянуты в шежире своего родного рода.
Сейчас шежире в основном является интересом мужчин. А женщины редко участвуют в этом деле. Если в шежире будут включены имена женщин, это привлечет и их внимание, повысит интерес. Получить книгу шежире со своим именем – гордость для каждого человека. Это само по себе увеличит спрос на шежире и тираж книги. Это даже откроет путь к активному участию женщин в общем фонде рода.
– Связано ли включение женщин с
