Фото: Аna tili
В стремительно меняющемся мире и в период усложнения глобальной архитектуры вопрос о национальной культурной и цивилизационной принадлежности приобретает особую актуальность. В этом контексте выбор алфавита и системы образования является не косвенным инструментом государственной политики, а основой формирования нации, важным механизмом, определяющим коллективный путь самоопределения и направление культурно-исторического развития.
На примере Республики Казахстан можно увидеть, что эти, казалось бы, технические решения являются глубоко символическими изменениями. Они направлены на перестройку национального нарратива, восстановление исторической субъектности и новое определение нашей позиции в мировой цивилизации.
Алфавит как акт культурной деколонизации и инструмент символической переориентации
Переход Казахстана на латинский алфавит, официально начавшийся в 2017 году, — это не просто мера по упрощению цифровой и международной коммуникации. Прежде всего, это элемент культурной деколонизации. Кириллица, как наследие советской языковой политики, стала символом доминирования русского языка и закрепила постимпериалистическую инерцию национального языкового и культурного кода.
Переход на латинский алфавит — это осознанное прощание с имперским прошлым, попытка возродить исторические корни казахской письменности (латинская графика использовалась в Казахстане в период с 1929 по 1940 год) и культурную связь с современным тюркским миром. Философски этот шаг — аксиологический поворот, выбор открытости и культурной автономии.
Латинский алфавит предстает как поле культурного репозиционирования: он является символом, выражающим собственную субъектность Казахстана, его место в системе региональных и глобальных отношений, а также определяющим связь с тюркской цивилизацией и западным модернизационным проектом.
Образование как матрица формирования гражданской идентичности
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу в 2010 году стало институциональным шагом, направленным на интеграцию в мировое культурно-идеологическое пространство и сферу образования. Внедрение европейских стандартов (модульная система, академическая мобильность, автономия университетов, трехуровневая структура образования) побуждает переосмыслить образование не только как средство получения знаний, но и как механизм формирования граждан нового типа.
Философски реформа образования означает переход от модели подготовки «подчиненных граждан» индустриального общества к модели формирования «постиндустриальных автономных субъектов», способных участвовать в глобальных коммуникациях и экономике знаний.
В то же время система образования в Казахстане — это сложная структура, которая, сопровождая модернизацию и европеизацию, выступает как носитель национального проекта и фактор формирования нации. Через учебные программы, учебники, языковую политику и историческое осмысление закладывается основа национального идеала — системы общего прошлого, общего языка, общих символов и ценностей
