Фото: Из книги Артура Ныгмета
Книга молодого казахстанского журналиста-исследователя Артура Ныгмета раскрывает неизвестные страницы уральских событий 1991 года. Тогда под предлогом празднования «400-летия службы уральских казаков российскому престолу» было объявлено о создании сепаратистской казачьей республики, а также возникла угроза введения войск в Казахстан с целью отторжения части Уральской и Гурьевской областей. Этот кризис произошел в короткий период между путчем ГКЧП в Москве в 1991 году и распадом СССР в декабре того же года. Однако история о бескомпромиссном противостоянии уральских казаков и казахских активистов, а также о непроведении юбилейных мероприятий казаков, не освещалась по ряду других причин.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
ВВЕДЕНИЕ
В сентябре 1991 года в центре Уральской области, граничащей с Россией в западном регионе Казахстана, накануне празднования «400-летия службы уральских казаков российскому престолу» произошла конфронтация между сотнями казаков и тысячами казахских националистов и их сторонников. После неоднократных обращений лидеров уральских казаков были предприняты попытки присоединить часть Уральской области к России. В новейшей истории это событие вошло под названием «Уральские события 1991 года».
В течение предыдущих двух лет, в 1990 и 1991 годах, местный Уральский городской совет депутатов, состоявший в основном из депутатов, поддерживающих казаков, выступил против придания казахскому языку статуса государственного, что еще более обострило ситуацию. Это вызвало сопротивление как областной власти, так и формирующегося казахского национально-демократического движения. Казачьи газеты региона начали открыто писать о присоединении «земель, принадлежащих Уральскому казачьему войску» к России, и даже об отторжении всего нефтегазоносного Западного Казахстана. Подобные проявления игнорирования независимости Казахстана стали демонстрировать и другие активисты казачьих общин, нашедшие поддержку в советском Комитете государственной безопасности (КГБ).
В данной работе мы представим новые данные о том, что во время празднования «400-летия службы уральских казаков российскому престолу» планировалось объявление Уральской казачьей автономной республики под эгидой советского КГБ, а на границе был готов к вторжению советский танковый полк. Однако этому плану помешало руководство Уральской области во главе с председателем областного Совета народных депутатов Нажимеденом Ескалиевым, активисты казахского национального движения «Азат» и простые граждане со всех регионов страны. В те дни сотни казаков из соседних с Россией областей прибыли в Уральск, демонстрируя угрозы в центре города, и прошли беспрецедентным маршем, с российскими трехцветными флагами, развевающимися на колоннах.
Ситуация была очень сложной, можно сказать, на грани катастрофы. Если бы между казаками, вышедшими на марш, и протестующими казахами начался кровопролитный конфликт, это стало бы прекрасной возможностью для введения войск в Уральскую область с целью присоединения ее к России до распада Советского Союза. Несмотря на бездействие центральных органов власти в Алматы, руководство Уральской области сумело держать опасную ситуацию под строгим контролем. Последнее собрание казаков, которое должно было состояться в клубе завода, было остановлено по требованию казахов, и сотни казачьих делегатов были выведены через черный ход и отправлены обратно на автобусах, откуда прибыли.
Особенность этой книги в том, что здесь представлены полные взгляды обеих сторон, участвовавших в том марше. На сегодняшний день существует всего 4-5 книг в мемуарном жанре, посвященных уральским событиям, однако авторы этих трудов были либо казахскими националистами, либо сторонниками казаков, поэтому освещенные события имеют разный характер и написаны с разных точек зрения.
При сборе данных для книги и в ходе интервью с участниками противостояния мы получили информацию о том, что через несколько лет командующий армией Приволжско-Уральского военного округа СССР генерал Альберт Макашов признал, что его армия была готова к вторжению в Уральск с танками на границе Самарской области России. Только хладнокровие и грамотное управление руководства Уральской области, а также разумность и терпение жителей области и казахских патриотов со всех регионов страны предотвратили сепаратизм и аннексию части территории Казахстана.
Уральские события 1991 года также показали гражданскую зрелость и рост казахского общества. Они продемонстрировали, что, столкнувшись с внешней угрозой, казахи смогли сплотиться, защитить суверенитет своей Родины и построить независимое государство, противостоя казачьим отрядам и их московским покровителям.
ГЛАВА 1. ВОЗРОЖДЕНИЕ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Уральск – древний город, расположенный на правом берегу реки Урал (древнее ономастическое название до восстания Пугачева – Жайык), в европейской части. На закате Советского Союза город Уральск был одним из обычных городов, расположенных на казахско-русской границе. Население составляло около 250 тысяч человек, из которых 150 тысяч были русскими. Согласно данным переписи 1989 года, число казахов в Уральске составляло 23% от числа жителей города, и их количество ежегодно росло. В городе, областном центре, действовала всего одна казахская школа.
На улицах города, покрытых легкой пылью, до сих пор стоят деревянные дома с резными наличниками казаков. Они создают впечатление, будто смотрят на мир сквозь ажурные занавески и разноцветную краску. Если присмотреться, можно увидеть, что на этих деревянных воротах еще сохранились железные кольца для привязи лошадей. Слезши с коня, казак привязывал стремя к кольцу, засовывал шашку за пояс и входил в дом. Глядя на это, кажется, будто вот-вот появится конный казачий воин или хозяин дома.
Город Уральск, построенный на месте древнего казахского города Теке, за 400 лет своей колониальной истории был изменен в соответствии с русской архитектурой. К 1991 году в городе возвышались золотые купола исторических старинных церквей и минареты 1-2 мечетей, уцелевших после большевистских чисток. Большие казачьи дома с воротами, построенные на широких улицах, и старинные купеческие двухэтажные здания из красного кирпича с большими окнами преобладали над «хрущевками» и домами сталинской архитектуры.
В школе, где пели песню «нерушимый наш Союз», Советский Союз находился на последнем этапе своей истории в 90-е годы XX века. В стране начали распространяться беспорядки и хаос. Хотя последний лидер Советского Союза Михаил Горбачев пытался спасти страну полумерами и противоречивыми реформами, вся советская экономика была на грани краха. В 1990 году страны Балтии объявили о своей независимости, а в следующем году, отразив сопротивление Москвы, восстановили свой суверенитет. Советский Союз начал распадаться, повсеместно множились национальные демократические движения. Кремль, пытаясь удержать ситуацию под контролем, немедленно активизировал казачьи общины.
Всеобщий экономический кризис не обошел стороной и Уральскую область, граничащую с пятью областями России на западе Казахстана. Ситуация на ведущих предприятиях области – военных заводах – была тяжелой. На этих заводах работали тысячи человек, в основном представители славянских национальностей. Государственные заказы прекратились, а другие заказы в то время отсутствовали. Таким образом, работа заводов остановилась, а руководство области спешно пыталось изменить направление их работы, переориентировав на производство бытовой продукции. Жизнь простых жителей усложнилась из-за нехватки товаров первой необходимости и продуктов питания, массовой безработицы и роста преступности. Лидеры возрожденного казачьего войска стремились использовать недовольство уральских рабочих, начиная записывать сотни и тысячи местных рабочих славянской национальности в казаки.
Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС), главная объединяющая сила общества, выпустила ситуацию из-под своего контроля: правящие круги партии разграбили ее экономические и финансовые богатства, а советские спецслужбы начали создавать организации против роста национальных движений в республиках. Во многих советских национальных регионах проводилась работа по восстановлению статуса государственного языка, а русскому языку придавался статус второго языка, то есть «языка межнационального общения». В ряде советских республик уровень русификации был высоким, и
