Фото: Роман Скляр / Аскар Ахметуллин, kursiv.media
Сегодня в Доме правительства состоялась пресс-конференция с участием первого заместителя премьер-министра Романа Скляра. Отвечая на вопрос корреспондента Ult.kz, он затронул вопросы состояния автомобильной промышленности в стране, проблемы утилизационного сбора и незаконного ввоза автомобилей в Казахстан.
Поскольку тема касалась реализации поручений главы государства в сферах промышленности, энергетики и транспорта, мы задали прямой вопрос: «Неужели вам не жаль эту отрасль?», почему результаты автомобильной промышленности, о которой в Казахстане говорят как о «развивающейся», не видны.
Р. С.: Я не говорю, опираясь на данные некоторых популистов, что «они паразиты, работают плохо, должны закрывать свои предприятия и уходить с рынка» о какой-либо отрасли нашей экономики. Я говорю об этом уже много лет. Любая экономика в мире, любая уважающая себя страна поддерживает все отрасли народного хозяйства в своем государстве. Будь то сельское хозяйство, транспорт, энергетика, металлургия или машиностроение, она поддерживает их в той или иной степени. Даже если взять в пример развитые страны, иногда поддержка предприятия осуществляется путем прямого вливания денег из бюджета. Что касается автомобильной промышленности, то она, как и другие отрасли, активно развивается.
Хочу особо отметить, что, в отличие от некоторых других отраслей, они не получают никаких дотаций из бюджета. Они работают на своих предприятиях в режиме свободной экономической зоны. Они производят продукцию.
Что такое утилизационный сбор, который политизировали? Это всего лишь косвенный налог. Эти средства не идут автопроизводителям, они поступают в акционерное общество «Жасыл даму» государства и расходуются на экологические нужды. Если бы этого утилизационного сбора не было, мы бы покрывали эти расходы за счет республиканского и местного бюджета. Это косвенный налог, восполняющий дефицит бюджета. Это очевидно.
Сегодня я несколько раз говорил, что если бы мы в свое время не начали автомобильное производство, не пытались поставить эту отрасль на ноги, то двух заводов, которые должны быть запущены в Алматы и Костанае в этом году, и таких инвестиций не было бы
