Фото: ozgeris.info
В казахском обществе действительно часто неофициально используются такие выражения, как «қара орыс» (букв. «черный русский»), «шала қазақ» (букв. «полуказах»), «қара құл» (букв. «черный раб»). Эти слова обычно употребляются по отношению к людям, отдалившимся от национальной идентичности, забывшим родной язык и равнодушным к проблемам и интересам своего народа. Однако это не просто языковая характеристика. За этим кроются глубокие исторические, социальные и психологические причины. Особенно феномен, называемый «қара орыс», является проявлением колониального сознания в казахстанском обществе, которое продолжается до сих пор. Он проявляется не только у рядовых граждан, но и у некоторых людей, занимающих высокие посты и влияющих на судьбу страны.
В этой статье мы постараемся всесторонне проанализировать, кто такие «қара орыс», как сформировалось это понятие, почему таких людей называют «қара құл» и как это явление интегрировалось в систему государственного управления.
Выражение «қара орыс», возникшее в простом казахском языке, имеет глубокий смысл и символический характер. Это критика, направленная не только на тех, кто не знает родного языка, но и на тех, кто пренебрегает национальными ценностями, негативно относится к истории своего народа и ставит чужую культуру выше своей. Такие люди обычно:
Считают разговор на казахском «отсталостью»;
Отдалились от казахской культуры и традиций;
Скептически относятся к казахской истории;
Принимают за образец образ жизни крепостного русского, европейца или американца;
Оценивают казахский национализм как «радикализм».
Здесь проблема не только в знании языка. Некоторые граждане, говорящие по-казахски, сами проявляют поведение «қара орыс» и равнодушно относятся к интересам нации. Следовательно, это проблема сознания.
Советская система и корни колониального сознания
Исторические корни феномена «қара орыс» уходят глубоко. Во времена Советского Союза политика русификации наций проводилась систематически. Голод 1930-х годов, кампания по освоению целинных земель в 1950-60-х годах, русскоязычная среда в городах – все это нанесло сильный удар по национальной целостности казахского народа. Многие казахские дети учились в русских школах, казахский
