Когда школа отдыхает, пишутся учебники. Каждый раздел, изложенный на бумаге, — это инструмент для учителя, ориентир для ребенка. Поэтому это не просто издательская работа, а процесс создания содержания образования. Этот разговор с генеральным директором Arman-PV Дидарой Алиной — открытая беседа о внутренней ответственности и значении написания учебников.
— Дидара ханым, какие работы ведутся в издательстве во время летних каникул?
— Лето — важнейший период для издательства. Чтобы в сентябре ребенок получил в руки качественный учебник, именно в это время мы должны подготовить содержание. Это работа, проводимая с большой ответственностью совместно с Министерством просвещения, в том числе с Центром экспертизы содержания образования. В настоящее время готовятся учебники «Казахская литература», «Физика» для 7 класса, «Русский язык», «Цифровая грамотность» для начального уровня, а также новые материалы для старших классов по направлению «Глобальные компетенции».
— Каково главное требование для написания качественного учебника?
— Прежде всего, содержание должно соответствовать жизни. Это наш основной принцип. Учебник — это среда, формирующая у ребенка способность мыслить, жизненные навыки, взгляд на будущее. Поэтому мы стараемся приблизить каждую тему к жизненному опыту ребенка, пробудить его внутренний интерес.
Мы тесно сотрудничаем с учителями-практиками, экспертами, методистами. Потому что именно учителя, которые ежедневно ведут уроки, лучше всех знают, как проходит учебный процесс, какие есть трудности, что помогает.
— Как оцениваются написанные учебники?
— Учебник проходит несколько этапов. Это не работа одного дня. Сначала внутренняя редакционная экспертиза, затем лингвистический и методический анализ, а затем обязательный этап апробации. То есть, проверка в школе на уроках. Все эти работы проводятся совместно с Центром экспертизы содержания образования (ЦЭСО) в строгом порядке, на основе официально утвержденных требований. Документы и материалы подаются через специальный портал, регистрируются протоколы обратной связи.
То есть, учебник — прежде чем выйти из печати, проходит через несколько фильтров и только по результатам профессиональной и открытой экспертизы направляется в школу.
— Насколько важны для вас цифровые ресурсы?
— Сегодня цифровой формат — один из основных способов общения с ребенком. Вместе с каждым учебником мы готовим интерактивные материалы, видеозаписи, задания на аудирование и анимацию. Все это предлагается на платформе ekitap.kz. Кроме того, мы разрабатываем методические пособия для учителей, видеоинструкции и системы цифровой оценки.
— Я слышал информацию о том, что авторы участвуют в разработке учебных программ. Как реализовано это изменение?
— Раньше учебная программа разрабатывалась на центральном уровне отдельно, и
