На фотографии: Каюм Мухамедханов, Борис Аккерман, третий человек неизвестен. Из архива Дины Каюмовны
Дружба между известным ученым в истории казахской литературы Каюмом Мухамедхановым и советским литературоведом, переводчиком Борисом Аккерманом занимает особое место. Это была не просто связь двух интеллигентных личностей, но и глубоко значимая связь, сблизившая народы, объединившая духовность и культуру. О их дружбе сегодня помнят потомки Каюма, – пишет корреспондент Ult.kz.
Каюм Мухамедханов – выдающийся деятель, внесший неоценимый вклад в исследование жизненного пути деятелей «Алаша» и донесение их наследия до нынешнего поколения. В 1940–1950-е годы он научно систематизировал творчество Абая и одним из первых заложил основы абаеведения. Однако советская система неверно оценила его труд, подвергнув преследованиям.
Одним из немногих, кто поддержал Каюма в те трудные времена, был Борис Аккерман. Он с большим уважением относился не только к научному труду Каюма, но и к его человечности, преданности культуре. Даже после реабилитации Каюма Аккерман прилагал усилия для его возвращения в научную среду. Это был поступок, равный гражданскому подвигу. Об этом рассказала дочь Каюма Мухамедханова Дина Каюмовна.
Фото: Из личного архива Дины Каюмовны
«Борис Аккерман был репрессирован и сослан в Семипалатинск. Он был представителем русской интеллигенции, литературоведом, очень честным, здравомыслящим человеком. Каюм Мухамедханов очень ценил и уважал этого человека.
В 1947 году по инициативе Мухтара Ауэзова и Каюма Мухамедханова музей Абая был передан в ведение Академии наук Казахской ССР. Это решение было необходимо для сохранения самого музея, для сохранения бесценных экспонатов, собранных в ходе тяжелых экспедиций, для сохранения научно-академического направления в работе музея.
Прика
