Фото: Открытый источник
Ult.kz: Особый взгляд журналиста-путешественника Динары Болат
Приехав в Малайзию, ранее находившуюся под британским протекторатом, и увидев изменения, привнесенные британцами в страну, меня не покидала следующая мысль. Кто-то знает, кто-то нет, но британцы приходили и на наши земли.
В начале XX века, с усилением влияния Российской империи и до установления советской власти, некоторые месторождения в Казахстане разрабатывались британскими инвесторами.
Британский предприниматель Лесли Уркхарт инвестировал в свинцово-цинковые месторождения в Риддере и угольные шахты в Экибастузе. Через управляемые им компании Irtysh Corporation и Kirgiz Coal Mining Company он владел указанными месторождениями и начал масштабную работу. Финансовую поддержку этим проектам Уркхарта оказывала крупная международная корпорация Russo-Asiatic Corporation.
Фото: Британский предприниматель Лесли Уркхарт/ourbaku.com
Казанская революция 1917 года и установление власти большевиков поставили непреодолимое препятствие иностранному капиталу, вынудив инвесторов покинуть казахскую землю, а на их место пришли русские. Советская власть национализировала все средства производства и изгнала всех иностранных предпринимателей. Позже, в 1920-30-х годах, в Джезказган пришла британская компания Lena Goldfields LTD для добычи меди. К сожалению, они также не смогли работать в условиях сталинской системы и ушли. Таким образом, развитие свободного рынка в Казахстане было замедлено.
Меня мучает мысль: если бы британцы тогда не ушли из Казахстана, каким было бы сегодняшнее экономическое положение страны?
Мы видим, что в таких странах, как Малайзия и Индия, возникших на основе британского капитализма, сегодня экономика не ограничивается только сырьевым сектором, а одинаково развиты производственный, перерабатывающий, финансовый и сервисный секторы. Возможно, Казахстан достиг бы такой же модели?
Когда британцы осваивали месторождения и намеревались работать там долгосрочно, они, весьма вероятно, занялись бы подготовкой местных

