Фото: kazgazeta.kz
Армия – это важная структура, обеспечивающая безопасность государства, основанная на дисциплине и ответственности. Однако в последние годы дедовщина среди солдат, то есть система неформального подчинения, стала одной из острых проблем, часто обсуждаемых в обществе. Это становится социальной болезнью, влияющей на судьбу не только одного человека, но и целого поколения. Подобные ситуации в армейской среде вместо укрепления обороноспособности приводят к моральным потрясениям и даже трагическим событиям. В связи с этим корреспондент Ult.kz связался с несколькими представителями творческой интеллигенции и провел небольшой блиц-опрос.
Наш вопрос: Вы служили в армии? Отправите ли вы своего ребенка в армию? Каково ваше мнение о дедовщине в армии?
Конечно, были и те, кто отказался отвечать на наши вопросы или попросил связаться позже. А вот актер театра и кино, сценарист Сагадильда Усупали, певец Саят Медеуов и актер театра и кино, драматург Нартай Сауданбекұлы открыто высказали свое мнение об армии.
«Если мой сын бросит учебу, я отправлю его в самое трудное место в армии»
Сагадильда Усупали сам служил и считает, что отправит туда и своего сына.
«Да, я служил в армии. Я был одним из последних солдат Советского Союза. Моя служба в армии не продлилась и двух лет. После Декабрьских событий 1986 года мы все вернулись.
А своего сына я обязательно отправлю в ряды вооруженных сил. Сейчас он студент. Вообще, я подбадриваю своего сына: «Если ты не будешь хорошо учиться и бросишь учебу, я, используя свои связи, отправлю тебя в самое трудное место в армии». Я говорю это правду. Почему я не должен отправлять его в армию? Когда нас насильно забрали в советскую армию, почему я должен откупать своего сына от армии независимого Казахстана? Если он не будет служить в армии нашей страны, будет ли он служить в армии врага?
В советское время при каждой учебной тревоге, даже при обычных военных учениях, был определенный процент потерь. Я принимал это как должное, что в армии бывают смерти. Я не смотрю на это с такой фашистской точки зрения. А в советское время дедовщина была в семидесяти семи поколениях. У нас это лишь маленькая ее часть.
Раньше об этом не говорили. Когда к власти пришел Горбачев, начались гласность и демократия, журналисты стали проникать в армейскую жизнь. Мне до сих пор не забыть слова нашего политрука во время учений: «Родители, мать – вот кто воспитывает ребенка. Если он украдет что-то на улице, отнимет еду у кого-то в детском саду, повалит кого-то, родители хвастаются: «Мой сын – хулиган, он не дал себя в обиду». А потом, когда этот сын получает побои в армии, они причитают: «Моего сына избили». Должен ли я за два года подготовить из них бойцов? Или я должен снова заняться их воспитанием с самого детства?» – говорил наш политрук.
Вот, тех, кто проявляет дедовщину в армии, мы готовим дома. От драк школьников, особенно девочек, волосы встают дыбом. Никто не стесняется прыгать на голову, оставляя лицо в крови. События в Талгаре еще не забыты. Все это исходит из нынешних бытовых условий. Дедовщину в армии совершают эти дети, находящиеся под опекой родителей. Никто не приходит со стороны.
Конечно, я не поддерживаю человеческие жертвы в армии, убийства, насилие. Не поддерживаю. Но если что-то случается, сразу же поднимается шум, будто такое происходит во всей армии, во всех частях, во всей стране.
Сейчас армия стала детским садом. Прибывшего ребенка проверяют с ног до головы. Родители постоянно наблюдают. Солдат, принимая присягу, клянется вынести все тяготы службы. Он должен быть готов к этому. Это не значит, что в армии повсеместно творится насилие. Конечно, должен
