Фото: Egemen.kz
Судьба человека тесно связана с его именем. В целом, традиция давать имя ребенку была и остается одним из важнейших долгов родителей у казахского народа. Корреспондент Ult.kz попытался найти ответ на вопрос, почему сегодня забывается казахское имянаречение.
Лет десять назад стало модным и получило широкое распространение наречение такими именами, как Анель, Инкяр, Айару, Инжу, Нурали, Али, Мансур. До этого имена Кайрат, Канат, Ербол, Ляззат, Бауыржан, Динара, Сабира постепенно стали угасать. Но нас огорчило не это, а то, что хотя современные имена избавились от русских окончаний фамилий -ов, -ев, -ова, -ева, в свидетельстве о рождении Инкяр было написано как Инкар, Инжу — как Инжу, Анель — как Анель. Когда мы специально исследовали этот вопрос и написали статью об этом, специалисты ЗАГСа объяснили, что документ заполняется в соответствии с тем, как родители записывают имя ребенка в Государственной корпорации «Правительство для граждан». Хотя благодаря независимости мы пользуемся благами нынешнего закона и избавились от русских окончаний -ова, мы все еще как будто боимся прикрепить казахские буквы к нашим документам.
Заслуженный деятель искусств, почетный журналист Казахстана Аскербек Акылшаулы — один из тех граждан, кто, не отрываясь от национальной идентичности, дал своим внукам имена исторических личностей.
«Наш народ испокон веков придавал особое значение имени ребенка. Имя — это не просто название, это духовный код нашей нации. В нем заложена большая надежда для потомков, добрые пожелания и мечты о светлом будущем. Однако в последние годы участились случаи наречения детей иностранными, европейскими или именами с неясным значением, звучащими нелепо. Если углубиться в причины этого явления, по спине пробегает дрожь. Мы словно отрываемся от корней и поглощаемся глобализацией. Например, сегодня некоторые родители казахской национальности дают своим детям такие «особенные» имена, как Айлин, Мираслав, Алекс, Самира, Диара, Айлуна. Такая тенденция чаще всего возникает из подражания иностранной культуре, под влиянием социальных сетей и сериалов. То есть, желая, чтобы имя моего ребенка звучало современно, отличалось от других, некоторые отходят от национальных традиций и отодвигают их на второй план», — говорит А. Акылшаулы.
По его словам, сегодня при выборе имени не учитывается его этимология, исторический контекст.
«Это проявление безразличия и холодного отношения к родному языку, к собственной культуре. Когда я давал имена своим детям и внукам, я опирался на желание, чтобы имена наших исторических личностей возродились, а дух и воля моих потомков возвысились. Например, у меня есть сыновья и внуки с именами Бахтияр (знамя Великого жуза), Темир (Амир Темир), Чингис (Чингисхан), Мухан (каган тюркского каганата), Димаш (Д. Кунаев), Абылайхан (казахский хан), Абильхаир (казах

