Фото: Ult.kz
Выдающийся писатель, известный журналист, квалифицированный переводчик Сарбас Актаев отметил 90-летие. Тем не менее, он по-прежнему бодр и полон сил. Он продолжает писать и рассказывать интересные истории. Из-под его пера вышли такие литературно-публицистические произведения, как «Размышления о степи», «Они были первыми», «Капчагайская повесть», «Золотое перо», «Благородный очаг», «Абылай хан». Также имеются сборники стихов «Первая книга» и «Окжетпес». Занимаясь художественным переводом, автор перевел 12 романов и около 20 повестей. Корреспондент Ult.kz встретился с ветераном журналистики и послушал его рассказ.
Ради журналистики я пожертвовал своей поэзией
Сегодня я – уважаемый старейшина национальной прессы. Я занимал руководящие должности в ведущих республиканских газетах и журналах. Плодотворно трудился в журнале «Ара – Шмель», газете «Жетысу», республиканской газете «Егемен Қазақстан». Я был главным редактором газеты «Халық кеңесі» и журнала «Ақиқат», которые проложили новый путь в информационном пространстве независимого Казахстана и завоевали горячую любовь широкой читательской аудитории.
На слова о том, что я «пожертвовал своей поэзией» и сожалею об этом, хочу сказать, что в то время это был мой осознанный выбор профессии. Но иногда бывают разные настроения. Тогда я сказал:
«Пожертвовав поэзией ради должности,
Живут люди, будто проклятые Богом.
Одно искреннее слово поэта
Ценнее тысячи слов чиновника, заученных наизусть».
Поэзия – это то, что дано от рождения, впитано с молоком матери. Сколько бы ты ни жертвовал, она никогда не угаснет. А чтобы отточить одну грань таланта, заострить ее, можно временно пожертвовать другой гранью. Возможно, поэтому я говорю, что «пожертвовал стихами». Но поскольку я пишу всю жизнь, это не исчезает. Оно найдет тебя, если не днем, то ночью.
Действительно, для издания поэт – это благо, это дар судьбы. Если поэт обладает острым умом, быстрым пером, грамотен и разносторонне развит, то он, конечно, становится настоящей опорой и стержнем этой организации, этого учреждения.
Наш друг Шерхан говорил: «То, что несет журналист – золото, то, что ест – колючки». В этом смысле я не могу сказать, что труд журналиста был по-настоящему оценен. И сейчас так же. Вместо того чтобы ценить журналиста, многие ищут в нем недостатки. В наше время, если журналист правильно раскопал недостаток и справедливо написал критику, его оценивали не только руководители, но и сам народ. И тогда он становился легендой. Например, и в «Егемен Қазақстан», и в «Жетысу» я всю жизнь писал заголовки и темы газеты стихами. Некоторые хозяйства, некоторые районы даже писали крылатые фразы из газеты на металле, табличках и вешали их. Когда я видел это в командировках, приходила мысль, что наш труд ценят, и поэтов народ тоже так уважает. Я думаю, что труд действительно не пропал даром.
Что такое труд? На самом деле, журналисты не так часто удостаиваются государственных наград. До сих пор ни один журналист в Казахстане не получил Государственную премию. Сауытбек получил, но за литературный труд, за исследование творчества Абиша. А в целом, от журналистов премий не было. Так было и раньше, и сейчас, я думаю. Ежегодно награждают работников сельского хозяйства, учителей, врачей. Среди них журналист – лишь единицы. А Союз журналистов в этом не участвует. Труд журналистов мало ценится.
Я сам не могу сказать, что обделен наградами. Первую награду – знак «Құрмет» – я получил, когда переходил из «Жетысу» в «Егемен». Меня представили от имени Алматинской области. Мой девятилетний труд, мой вклад в освещение жизни многих ветеранов и граждан Жетысуского края, вероятно, был оценен только после перехода в большую газету, тогда я и получил ее. Вторую награду я получил от «Егемен». А журналистов чаще всего не замечают на других должностях. Например, перед тем как пойти литературным сотрудником в областную газету, областной комитет комсомола пригласил меня на руководящую должность в группу лекторов. Я отказался от этого и, несмотря на потерю около 60 тенге, пришел на должность литературного сотрудника за 880 тенге. Если бы я остался в ком
