Фото: Мади Салык, zhaikpress.kz
Действительно, по сравнению с советской эпохой, современная тенденция чтения книг в нашей стране отстает. Однако в последние годы, когда книжный бизнес начал немного «оживать», возросла и книголюбивость широких масс. Тем не менее, если сравнивать наш потенциал в этом направлении с другими странами мира, то показатель чтения книг казахстанцами значительно ниже, сообщает Ult.kz.
В целом, в ряду стратегических приоритетов цивилизованных стран важное место занимают вопросы развития человеческого капитала. В том числе прилагаются большие усилия для продвижения культуры чтения книг. Например, благодаря проведению эффективной политики в этом направлении, в прошлом году США, Великобритания, Франция и Италия вошли в число стран, где читают больше всего книг.
А в Азии, где мы находимся, китайцы посвящают чтению книг 154 часа в год, японцы – 135, корейцы – 125 часов. Показатель Казахстана с трудом достигает 65 часов.
Итоги международного исследования PIRLS-2021 показали, что уровень читательской грамотности казахстанских школьников является средним. Тем не менее, если сравнивать с 2016 годом, то всего за пять лет мы упали на 32 балла. Причину этого мы спросили у депутата Нурсултана Байтилесова, который с прошлого года поднимает вопрос библиотек с трибуны Мажилиса. По его словам, основными причинами являются недостаточная организация интересных мероприятий и влияние цифровой эпохи.
«Большинство, привыкшее к контенту в коротком формате, тратит в интернете в среднем всего 55 секунд на чтение. Этого недостаточно для развития глубокого мышления и знаний. Кроме того, состояние библиотек в стране остается актуальной проблемой. Материально-техническая база и книжные фонды нуждаются в обновлении, а библиотек в современном формате – единицы. Во многих местах не хватает комфортной среды для читателей, коворкинг-зон и цифровых услуг. В своем депутатском запросе, направленном в прошлом году, я предлагал пересмотреть структурные функции центрального органа, ответственного за координацию и развитие этой сферы, но на сегодняшний день соответствующих изменений не наблюдается», – говорит депутат Мажилиса.
По его словам, в ряде развитых стран, например, в Турции и Финляндии, были обновлены сети «Народных библиотек» и созданы центры, работающие круглосуточно, предлагающие современные пространства для чтения, дискуссий и творчества. Они служат не только местом получения книг, но и интеллектуальным хабом, где проводятся культурные мероприятия, выставки и мастер-классы.
«Кроме того, в Японии в школьную программу введена традиция «Утреннее чтение». В начале каждого дня вся школа вместе читает книги в течение 15-20 минут. Это способствует повышению концентрации учащихся и укреплению навыков чтения. Среди известных на международном уровне практик хорошо налажено коллективное молчаливое чтение в школах и библиотеках по 20-30 минут несколько раз в неделю», – отметил Н. Байтилесов, подчеркнув необходимость внедрения уроков и традиций в аналогичном формате и в Казахстане.
Учитывая вышеуказанные проблемы, депутат отметил, что для развития культуры интереса к книге в стране необходимо предпринять множество мероприятий.
«Во-первых, во всех учебных заведениях необходимо внедрить научно обоснованные методы чтения и сделать чтение книг ежедневной традицией. Во-вторых, целесообразно обновить сеть библиотек, создать современную инфраструктуру и, регулярно проводя такие проекты, как «Книжная неделя», «Один человек – одна книга», привлечь внимание страны к чтению. В-третьих, на местном уровне необходимо на

