Фото: Пресс-служба Мажилиса
19 марта исполнилось 6 лет со дня вступления в должность Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. В связи с этим сегодняшнее пленарное заседание нижней палаты Парламента посвящено теме «Реализация политических реформ Касым-Жомарта Токаева – новый исторический этап государственного строительства», сообщает Ult.kz.
Спикер Мажилиса Ерлан Кошанов отметил, что данное заседание проводится с целью правильного и всестороннего изучения и анализа Послания Главы государства с точки зрения его влияния на настоящее и будущее страны, а также для того, чтобы граждане глубже понимали и принимали реформы в стране.
Доклад Спикера Мажилиса Парламента Ерлана Кошанова:
Уважаемые депутаты и гости!
Три года назад, в этом же зале, Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев обратился к народу с историческим Посланием.
Вы знаете, что то время было периодом бурных и сложных испытаний как для всего мира, так и для Казахстана.
Пандемия вызвала смятение.
Распространились глобальные и региональные конфликты, санкционные войны.
Нашей стране тоже пришлось нелегко.
Общество, уставшее от кампанейщины и искусственности, пребывало в неопределенном настроении.
Мы даже пережили моменты, когда под угрозой оказалась независимость и целостность государства.
Перед нами стоял сложный путь, трудный выбор.
Несмотря на все это, в критический момент наш Президент был вместе с народом, и мы с достоинством преодолели трудности.
Послание Главы государства трехлетней давности «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» стало решительным и конкретным ответом на вызовы.
Это Послание, которое подняло страну, пробудило дух, сплотило нашу нацию!
На самом деле, Новый, Справедливый Казахстан – это не несбыточная мечта.
Это необходимость, порожденная чаяниями народа, запросами общества, реальность жизни.
А реформы – это не просто изменение законов, а обновление, модернизация всего государственного и общественного устройства.
В мире нет универсальной модели достижения успеха.
Есть только общепринятые принципы.
Это справедливость, свобода и развитие.
В этом и заключается глубокий смысл реформ, начатых Президентом.
Мы живем в совершенно новую, эпоху перемен.
Будучи свидетелями и участниками этих исторических процессов, мы не всегда глубоко осознаем их значение.
Мы воспринимаем их как привычное, повседневное явное.
А на самом деле, любые исторические, судьбоносные события должны получить своевременную, достойную оценку.
Поэтому крайне важно правильно и всесторонне изучить и проанализировать Послание Главы государства с точки зрения его влияния на настоящее и будущее страны.
Это также поможет гражданам глубже понять и принять реформы в стране.
Сегодняшнее пленарное заседание посвящено этой цели.
Каждое слово Главы государства из того исторического Послания остается в памяти у всех нас.
Касым-Жомарт Кемелевич без утайки, подробно изложил свои мысли о сложившейся тогда ситуации и судьбе страны.
Беспрецедентный открытый, искренний диалог между Главой государства и обществом пробудил надежду народа на власть, укрепил его доверие.
Принцип «Вместе с народом» стал основой политики Президента.
Это и есть главная гарантия поддержки реформ обществом.
Впервые в истории страны в Конституцию были внесены коренные изменения, соответствующие демократическим принципам, на одну треть.
За три года все ветви власти были полностью обновлены и модернизированы.
Прошли конституционный референдум, выборы Президента и Парламента.
В целом, эти изменения начались с президентского института.
Была ограничена суперпрезидентская система правления.
Президент теперь не является членом никакой партии.
Запрещено занимать высокие должности близким родственникам.
По личной инициативе Главы государства в Конституцию было внесено правило однократного семилетнего срока.
Это стало законодательным механизмом, который в будущем предотвратит концентрацию власти в одних руках.
Следует отметить, что такой опыт существует лишь в нескольких странах мира.
Все это, несомненно, является смелыми и решительными шагами, предпринятыми в интересах страны, ради будущего государства.
Кроме того, был обновлен состав представительных органов различных уровней.
Акимы районов и сел перешли на выборную систему.
Возросла активность политических организаций и граждан в стране.
Это можно сказать не только мобилизовало общество, но и взрастило его.
На наших глазах изменилось мышление народа.
Обновились ценности.
Уважаемые коллеги!
«За пятьдесят лет страна обновляется, за сто лет – казан», – говорит наш мудрый народ.
Иными словами, система, которая давала результаты десятилетиями, прекращает свою работу.
Тридцать лет в Казахстане применялась форма суперпрезидентского правления.
Однако со временем модель, проработавшая долгие годы, привела к большому политическому кризису.
Основными причинами этого стали доминирование одного человека в государстве и владение всеми богатствами страны ограниченным кругом лиц.
Это вызвало гнев и возмущение общества и тормозило развитие страны.
Поэтому трехлетней давности начало процесса модернизации политической системы было крайне важным.
Необходимо было отказаться от системы, допускающей концентрацию всей власти в одних руках.
События, происходящие в мире, показывают, что во многих странах передача и смена власти в высших эшелонах до сих пор сопровождаются различными спорами и дискуссиями.
В нашей стране Президент, наоборот, по собственной инициативе перераспределил часть полномочий и ввел однократный семилетний срок.
Таким образом, эпоха суперпрезидентской модели правления завершилась.
То есть, в стране кардинально изменились прежняя политическая структура и действующие принципы управления страной.
Сформировалась совершенно новая модель государственно-политической структуры, в которой сохраняется оптимальный баланс между ветвями власти.
Теперь рядом с Президентом появились обновленный, обладающий необходимыми полномочиями и пользующийся доверием общества Парламент, Правительство, Конституционный Суд и политические партии.
Ярко вырисовывается образ социального государства, где в каждом действии проявляется уважение к закону и порядку.
С этого момента Справедливый Казахстан стал не просто лозунгом, а реальной возможностью.
В этой ситуации полномочия законодательного органа значительно усилились, а функции расширились.
Таким образом, новому Парламенту требовались принципиальные, придерживающиеся нового взгляда, соответствующие требованиям времени законодатели.
Первым шагом в реализации реформ стала либерализация избирательного законодательства.
Это дало мощный импульс всем – от партий и общественных объединений до рядовых граждан.
Появились реальные и равные возможности для участия каждого в политической жизни страны.
Важным новшеством для нашего общества стало введение смешанной избирательной системы по партийным спискам и одномандатным округам.
Общество, воспрянув духом, начало активно искать новых лидеров с верой в будущее.
Например, только в столице на одно место по одномандатным округам претендовали до шестидесяти человек.
По итогам конкурентных и справедливых выборов был сформирован совершенно новый представительный орган страны.
Шесть партий, прошедших в Мажилис, несмотря на опыт, получили право не только на мандаты, но и на руководящие должности в палате.
Это огромная возможность для реализации своих предвыборных программ и обязательств.
Кроме того, в ряды вошли новые депутаты, прошедшие жесткую конкуренцию в одномандатных округах.
Депутатский корпус кардинально обновился.
В законотворчество пришли представители партий и конструктивной оппозиции.
Ранее Мажилис формировался только по партийным спискам, и подавляющее большинство его составляли депутаты предыдущего созыва.
Большинство из них были люди, работавшие на государственной службе или связанные с ней.
В новом Мажилисе обновлено 70% депутатского корпуса.
Все они – новые личности из разных сфер.
Обновление законодательного органа полностью дополняет формулу Главы государства «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».
Значение парламентского контроля возросло.
Теперь депутаты не только выражают волю народа, но и следят за тем, чтобы политика исполнительной власти полностью соответствовала интересам народа.
Это яркое проявление классической системы баланса между ветвями власти.
Сейчас партия, одержавшая победу на выборах, выдвигает кандидатуру Премьер-министра.
Это решение Президента значительно усилило полномочия Мажилиса.
Характер законодательного процесса в Парламенте кардинально изменился.
Лишь один пример.
Раньше большинство законопроектов поступало от Правительства.
Сейчас растет число законов, инициированных депутатами.
Самое главное, это законы, отвечающие текущим запросам, требованиям граждан.
Все актуальные вопросы, волнующие общество, начали открыто обсуждаться и решаться в стенах Мажилиса.
По многим сложным проблемам были разработаны важные законодательные решения.
Вы видите, после каких жарких дискуссий все они принимаются.
Были приняты важнейшие законы по борьбе с зависимостью от азартных игр, наркотиками и вейпами, с бытовым насилием и по облегчению долговой нагрузки населения.
Это получило поддержку общества.
Требования тысяч рабочих, занятых на вредных и опасных
