Фото: Ernur.kz
Наш народ испокон веков придавал большое значение пище. Не зря ведь существуют пословицы: «Болезнь – от еды», «Еда – опора человека». Мы – народ, который всегда помнил о честности и чистоте пищи, питающей тело и приносящей пользу и исцеление. Тем не менее, помимо технологии приготовления пищи и блюд, у нас также прекрасно сформирована культура приема пищи, которая выгодно отличает нас от других стран.
В последние годы предприниматели, предпочитающие ресторанный бизнес, обратили внимание на наше национальное меню и смогли сделать его востребованным на рынке. Сегодня количество заведений, основанных на национальных кухнях, которые раньше встречались в одном городе лишь в единичных экземплярах, растет. С одной стороны, этот процесс можно рассматривать как шаг к развитию туризма и привлечению большего числа иностранных гостей. Однако, если вы не будете дальновидны, и спрос не будет удовлетворен, жесткая конкуренция на рынке сама вытеснит вас. Поэтому сегодня благородный поступок тех предпринимателей, которые возрождают нашу национальную кухню, адаптируют казахские блюда к рыночным стандартам и предлагают их людям, сродни подвигу.
В целом, о видах наших национальных блюд, их пользе и целебных свойствах можно говорить бесконечно. Но мы хотим затронуть другую тему. Разнообразие наших блюд, основанных на четырех временах года, и интерес к ним со стороны иностранцев – это отдельная тема. Сегодняшний вопрос касается этикета подачи блюд, воспитания и традиций, стоящих за этим.
Казахи издавна любили есть мясо. И этому есть своя причина. Несмотря на то, что наша бескрайняя степь занимает девятую часть территории Земли, большая ее часть непригодна для выращивания овощей и фруктов. К тому же, многочисленные войны, длившиеся из века в век, приучили наш народ к кочевому образу жизни. А разве кочевой народ будет заниматься садоводством? Наш народ, постоянно меняющий место жительства, находясь в седле или на верблюде, в основном питался мясом и молоком четырех видов скота. Поэтому у нас сформировались традиции, начиная от порядка выпаса скота, его забоя, разделки мяса на части и подачи готового блюда на стол, до подачи кусков мяса гостям и другим людям.
Начнем с этикета забоя скота. Казахский народ, подчиняясь шариату нашей благородной религии, уделял особое внимание не только упитанности скота, но и его забою дозволенным способом.
Мясо скота, созданного для нужд человека, не является дозволенным и чистым, если оно не забито по шариату.
Человек, забивающий скот, должен быть мусульманином, достигшим совершеннолетия и обладающим здравым рассудком. Теоретически, если даже ребенок старше семи лет, понимающий суть забоя, забьет скот, его мясо будет дозволенным.
В связи с этим мы поговорили с кызылординским мясником Кенесом Сапарбаевым и расспросили его об условиях и правильном способе забоя скота.
«Важно уделять должное внимание всем предварительным условиям, которые необходимо учитывать при забое скота, и выполнять их правильно. Во-первых, место забоя скота должно быть максимально чистым, во-вторых, необходимо вырыть яму глубиной по колено для стока крови, в-третьих, необходимо соблюдать такие правила, как забой в направлении киблы. Острота ножа – главное требование. Кроме того, следует помнить о таких вещах, как аккуратное обращение со скотом без ударов, заточка ножа вдали от глаз животного, одновременное перерезание пищевода и трахеи при забое. Я замечаю одну ошибку во многих местах. Перерезают позвоночник до полного вытекания крови. На самом деле так делать нельзя. Любой скот должен быть правильно забит по шариату. А затем, большинство людей должны знать, что мясо нужно разделывать без единого волоска, следя за тем, чтобы на шкуре не осталось мяса», – говорит мясник
