Фото: Kazpravda.kz
Нехватка педагогических кадров и оценка их качества являются актуальными проблемами в Казахстане. Кроме того, отсутствует контроль над системой повышения квалификации педагогов. Эти вопросы подняла сенатор Нурия Ниязова в своем депутатском запросе, сообщает Ult.kz.
По информации сенатора, в настоящее время в Казахстане действует более 100 организаций, занимающихся переподготовкой учителей, однако фактически отсутствуют механизмы лицензирования, мониторинга качества и посткурсового сопровождения.
«По данным Министерства просвещения РК, в государственном реестре организаций, проводящих курсы для педагогов, на сегодняшний день числится более 100 организаций, подавляющее большинство из которых – частные. Многие структуры ведут свою деятельность через интернет-платформы, без какой-либо ответственности и отчетности перед отраслевыми организациями – это приводит к бесконтрольному росту процесса повышения квалификации учителей. Увеличиваются случаи передачи образовательных услуг в конкурентную среду – это влечет за собой тяжелые социальные последствия и не способствовало повышению качества образования. Кроме того, в такой ситуации главный вопрос – какие существуют механизмы ответственности», — отметила Нурия Ниязова.
Для решения проблемы депутат предложила усилить государственный контроль над процессом повышения квалификации педагогов. В частности, закрепить за Национальным центром «Өрлеу» функцию координации системы, ввести обязательный порядок лицензирования организаций, предоставляющих образовательные услуги, а также ввести строгие стандарты качества подготовки.
«Необходимо начать с мер по повышению качества подготовки педагогических кадров. По данным тестирования «оценки знаний педагогов» выпускников вузов, уровень их подготовки значительно разнится в региональном и внутрирегиональном разрезе. В 2024 году лишь 3490 выпускников или 45,6 процента от 7653 выпускников преодолели 50-процентный порог. Из-за низкого качества образования в вузах налаживание эффективной системы «дополнительного образования» может способствовать исправлению ситуации. При этом важно оперативно повысить стандарты и ответственность вузов за качество подготовки выпускников по педагогическим специальностям. Усиление государственного контроля поможет не только повысить качество подготовки учителей, но и предотвратить ситуацию с негативным отношением к
