Фото: baq.kz
Государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо в Казахстане официально прекращено. Соответствующий приказ подписал министр энергетики, и он вступил в силу в ночь с 30 января на 1 февраля. Об этом говорилось давно, однако СМИ забили тревогу, как только соответствующее ведомство установило рост цен в пределах установленного лимита. Мы объясним причину этой ситуации, рассмотрим, насколько выросли цены и насколько правдивы заявления чиновников.
На начальном этапе, то есть сразу после отмены государственного регулирования, цена на бензин вырастет примерно на 5 тенге. Об этом сообщил министр энергетики Алмасадам Саткалиев. Министерство энергетики ожидает, что рынок будет регулировать ситуацию самостоятельно. Вместе с тем государство установит ограничения, чтобы не допустить резкого роста цен на нефтепродукты.
«По нашим прогнозам, первое подорожание не превысит 5 тенге. По этому показателю мы будем ориентироваться на участников рынка. Если мы увидим, что цены растут слишком быстро, мы будем оперативно реагировать на каждый случай», – сказал он на брифинге в Министерстве энергетики.
Мнения в СМИ и социальных сетях связывают рост цен на бензин исключительно с либерализацией рынка ГСМ, объявленной правительством в январе 2025 года, и считают, что прежние предельные цены можно было бы сохранить. Однако, как показывает ситуация на рынке в соседних странах, в этом году цены на автомобильное топливо в Казахстане все равно пришлось бы повышать, поскольку бензин дорожает во всех постсоветских странах. В противном случае дешевый казахстанский бензин постоянно контрабандой вывозился бы на соседние рынки.
Если рассмотреть цену на бензин марки АИ-92, пользующийся наибольшим спросом, то его стоимость в разных регионах изменилась по-разному: в некоторых регионах он подорожал на 2-3 тенге (Астана, Караганда, Семей, Талдыкорган), а в некоторых остался на прежнем уровне (Алматы, Костанай). Цена на бензин марки АИ-92 выросла на АЗС Helios, Sinooil и QazaqOil. А на АЗС Nomad Oil цены до

