Фото: egemen.kz
По официальным статистическим данным, за 34 года с 1991 года на родину вернулось около 1 миллиона 200 тысяч наших соотечественников. Сегодня доля казахов в нашей стране превышает 70 процентов, и, конечно, этому способствовало не только прибытие наших соотечественников из-за рубежа, но и рождение большого количества потомков, приехавших на родину. Кроме того, известно, что каждый приехавший из-за рубежа казах начинал свое дело и вносил значительный вклад в экономику страны. В связи с этим корреспондент Ult.kz поговорил с директором Института востоковедения имени Р. Сулейменова Дукеном Масимханулы.
За рубежом проживает 6 миллионов казахов
На самом деле, на нашей нынешней территории должно проживать не менее 70–100 миллионов человек. Даже если не говорить о 70–100 миллионах, то при достижении численности населения в 50 миллионов мы сможем жить, не беспокоясь о судьбе независимости и государства, и тогда алчные соседи перестанут облизываться на наши земли. В этом и заключается актуальность, суть и значение казахской миграции!
Что касается вашего вопроса о том, доволен ли я, как казах, приехавший из-за рубежа, миграционной политикой, то, к сожалению, я не могу сказать, что доволен. Ведь даже в те годы, когда мы только провозгласили независимость, наша экономика была полностью парализована, мы, как новорожденные, только открывали глаза и жили в режиме «выжить любой ценой», поток казахской миграции был колоссальным. Более того, известно, что всем вернувшимся соотечественникам были созданы условия. Приехавшие в города были обеспечены жильем, а приехавшие в сельскую местность – скотом и землей. Разве нынешний потенциал и экономика страны не несравнимы с первыми годами независимости?!
Не секрет, что примерно треть казахов по-прежнему проживает за рубежом. То есть, если предположить, что на Земле проживает около 18 миллионов казахов, то 6 миллионов из них живут за границей. Часть из них относятся к ирредентам, а другая часть – к диаспоре. Ирредентами называют ту часть народа, которая исторически проживает на своей исконной родине, но оказалась отделена от единой нации вместе с родными землями. Как известно из истории, значительная часть казахских земель вошла в состав других государств в результате изменения границ, колониальных завоеваний и других событий. Диаспора же – это представители одного народа, добровольно или вынужденно переселившиеся из своей страны в другую и живущие среди другого народа.
С этой точки зрения наши соотечественники в Китае, России, Узбекистане, Монголии считаются ирредентами. Более того, около 90 процентов наших соотечественников за рубежом проживают именно в этих четырех государствах. Остальные – это казахские диаспоры, проживающие в Турции, Иране и странах Европы. Что касается миграции наших соотечественников из-за рубежа, то большинство из тех, кто переехал в Казахстан ранее, составляют именно ирреденты. И в дальнейшем желающие вернуться на родину будут в основном среди этих ирредентов. А те наши соотечественники, кто проживает в Турции, Иране и европейских странах и желает вернуться на родину, уже приехали в первые годы независимости.
Необходимо упростить документирование
Уже сейчас среди наших соотечественников, проживающих за рубежом, около 1,5 миллиона человек выразили желание вернуться на родину. Однако готовы ли мы пригласить этих соотечественников и принять их? В этом и заключается проблема. Если мы хотим привезти их на родину, то должны создать для них самые необходимые, самые простые условия для жизни. Какие это условия?
Во-первых, необходимо упростить процедуру документирования (визы,
