Фото:info.homsters.kz
В Казахстане ежегодно погибает не менее 80 солдат при исполнении воинского долга. Почему смертность солдат в стране не прекращается? Корреспондент Ult.kz попытался выяснить это у депутатов и представителей компетентных органов.
Представитель Министерства обороны говорит: «Мы стараемся ее снизить», но не может гарантировать, что солдат, ушедший на службу, не вернется домой в гробу.
«Что происходит в обществе, то и отражается. Мы же не можем сказать, когда прекратится смертность на дорогах. Она не прекратится. Конечно, мы будем стараться ее снизить. Можете ли вы гарантировать, что благополучно доберетесь домой? Не можете. Это особенность каждого человека. Сейчас, когда я выезжаю, если что-то случится передо мной, кто даст гарантию? Никто», — говорит первый заместитель министра обороны – начальник Генерального штаба Вооруженных сил Республики Казахстан Султан Камалетдинов.
По словам депутата Мажилиса Ермурата Бапи, нужно учитывать, что военнослужащий – это часть общества.
«Человек, приходящий в армию, не упал с неба, это молодежь, подготовленная обществом. Нельзя перекладывать всю вину на Министерство обороны. Это проблема страны в широком аспекте. Суицид, другие проблемы мы должны рассматривать вместе с обществом. Самое главное, сейчас ведется большая работа по искоренению неуставных отношений в армии. Сейчас в одной воинской части служат только призывники одного призыва. Например, те, кто пришел весной или осенью. Они не могут друг другу чинить неуставные отношения. Поэтому, конечно, к Министерству обороны со стороны общества много вопросов. Я считаю, что в первую очередь Министерство обороны должно ответить за последние случаи смертности», — говорит Ермурат Бапи.
Депутат Айдос Сарым также согласен со своим коллегой. Он говорит, что смертность в армии встречается во всех странах мира.
«Там, где есть тяжелая техника, где собираются мужчины, особенно в странах с экономическими проблемами, такие случаи происходят. Мы каждый такой случай тщательно рассматриваем с участием Военной прокуратуры, Министерства обороны, Национальной гвардии, Пограничной службы, всех. Если говорить честно, смертность не увеличивается год от года. При больших учениях может случиться, что танк наступит на ногу или произойдет случайный выстрел. Но это нельзя называть побоищем. Потому что у нас и в школах происходят суициды, кого-то режут ножом, случаются и другие ситуации. Но мы же не говорим, что нужно закрывать школы. Если посмотреть статистику за последние 5 лет, количество преступлений в армии снижается из года в год. Законы, которые мы приняли в прошлом году против лудомании и другие, касающиеся освобождения военнослужащих от долгов, предоставления им кредитных каникул, связаны с этим. У нас наибольшая смертность, к сожалению, не среди призывников, а среди военнослужащих по контракту. То есть, большой коллектив, разные ситуации, бывают ссоры в семье, влезают в долги. Даже в тех редких случаях, которые произошли с «срочниками», ребенок поссорился с отцом. Это трагедия. Но, к сожалению, такие случаи происходят не только в армии. Армия – это зеркало нашего общества. Что происходит в обществе, то и происходит в армии», — говорит Айдос Сарым.
Мажилисмен отметил необходимость повышения уважения к военнослужащему и сообщил, что с будущих лет предусмотрено увеличение бюджета армии.
«В целом, новое уважение к военнослужащему, защитнику отечества, сотруднику полиции, офицерам и солдатам