Фото: astana-akshamy.kz
Илияс, начавший свой путь в жанре большой прозы в пятидесятых годах ХХ века, открыл свой литературный дебют стихами. В 1945 году вышли в свет его поэмы «Сұлтан» и «Айша». Отобрав свои стихотворения, он включил их в сборник «Адамгершілік жыры» (1949).
Истинный талант находит свой путь, не зацикливаясь на слабых, пустых стишках. В период становления молодой талант часто создавал многообещающие, светлые строки. Уже в первых сборниках прослеживалась его особая приверженность национальной тематике. В стихах «Ұмытпаңыз ер қызды» и «Әлия», восхваляя подвиги Мәншүк Мәметовой и Әлии Молдағұловой, ставших Героями Советского Союза среди всех женщин Востока, он особо гордо отмечал, что они были казахскими девушками. В стихах того времени он, касаясь темы, возвращался к казахской тематике.
Словно молния, упавшая с неба и давшая жизнь,
В народе песнями звучало имя,
Кто же он? Не имея родины, —
Нуркен, сын казахского народа.
В то время, когда украинский поэт Владимир Сосюра подвергался критике за стихотворение «Люблю Украину», поэт Илияс, «улыбаясь, как солнце, порхая, как птица», создал стихи «Домбыра», «Күй», «Қобыз күйін тыңдашы», пропагандируя культурное наследие казахов. Для того времени это было смелым проявлением рискованного характера автора – затрагивать темы, которые считались кощунственными. «Домбыра» впоследствии, благодаря чудесному голосу соловья казахского народа Розы Баглановой, стала любимой песней нашего народа и зазвучала по всему миру. Илияс написал тексты около сорока песен, в том числе «Жаңа өлке», «Қыз арманы», «Тыңда көрдім бір қызды», «Құлпырады жасыл көктем», «Ақ қайың», «Көк кептер».
Когда политическая декламация перешла к коллективному «мы», юный герой задумался о том, чтобы не потеряться в толпе. Он обращается со словами: «Народ мой, я – Илияс Есенберлин, юный талант, отправившийся в путешествие в край искусства». Стихотворение «Елге қайтқанда» – это мелодия тоски по родине раненого солдата. «Бесік жыры», «Сүйген сәулем», «Бөбегіме», «Жарға» – стихи, рожденные из искренних чувств поэта. Говоря об искренности, нельзя не отметить, что политическая лирика поэта исходила из истинно поэтического сердца. Стихотворение «Бақыр ақша» из сборника – хорошее тому подтверждение. Идя по улице, он поднимает с земли медную монету, хоть и не имеющую большой денежной ценности.
Я подобрал, не бросил.
Чтобы не запачкать пылью;
Поскольку на моей монете, как герб СССР,
Были молот и серп.
Эти строки и сейчас не звучат неуместно, даже после распада Советского Союза. Ведь земля Союза была Родиной для всего советского народа, за которую проливали кровь, которую любили от всего сердца. В книгу «Адамгершілік жыры» вошла сокращенная литературная версия либретто, написанного для оперы. Либретто было удостоено третьей премии на конкурсе пьес по постановлению Совета Министров Казахской ССР в 1947 году. Однако композитора, который бы написал оперу на основе этого материала, не нашлось. Жизнь этого мира, построенного на плоских характерах и стремлении показать хорошее еще лучше, не продлилась долго. Многие из его стихов также постигла та же участь. Некоторые стихи, близкие к разговорной речи, имеют слабую внутреннюю гармонию, слишком скупы, примитивны.
Поэма И. Есенберлина «