Фото: astana-akshamy.kz
Илияс, начавший работать в жанре большой прозы с пятидесятых годов ХХ века, открыл свой творческий путь в литературе с поэзии. В 1945 году вышли его поэмы «Сұлтан» и «Айша». Отобрав свои стихотворения и песни, он включил их в сборник «Адамгершілік жыры» (1949).
Истинный талант находит свой путь, не зацикливаясь на слабых, поверхностных стихах. В период становления молодой талантливый поэт все чаще создавал многообещающие, светлые строки. Уже в первых сборниках проявилась его особая склонность к национальной тематике. В стихах «Ұмытпаңыз ер қызды» и «Әлия», восхваляя подвиг Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, ставших Героями Советского Союза среди всех женщин Востока, он особо гордо подчеркивал, что они являются казашками, ставя их в пример последующим поколениям. В стихах того времени он, касаясь темы казахов, возвращался к ней, словно пролетая мимо.
Словно молния, упавшая с неба и давшая жизнь,
Чье имя стало песней на устах народа,
Кто это был? Не имевший родины, —
Это был сын казахского народа по имени Нуркен.
В то время, когда украинский поэт Владимир Сосюра подвергался критике за свое стихотворение «Люблю Украину», поэт Илияс, «улыбаясь, как солнце, порхая, как птица», создал стихи «Домбыра», «Күй», «Қобыз күйін тыңдашы», пропагандируя культурное наследие своего народа. Для того времени обращение к такой теме, считавшейся богохульством, было смелым проявлением рискованного характера автора. «Домбыра» впоследствии, благодаря чудесному голосу Розы Баглановой, «соловья казахского народа», стала любимой песней нашего народа и звучала по всему миру. Илияс написал тексты около сорока песен, в том числе «Жаңа өлке», «Қыз арманы», «Тыңда көрдім бір қызды», «Құлпырады жасыл көктем», «Ақ қайың», «Көк кептер».
Когда политическая декламация перешла к коллективному «мы», юный и стойкий поэт не хотел теряться в толпе. Он обращался со словами: «Народ мой, я – Илияс Есенберлин, юный талант, отправившийся в путешествие в край искусства». Стихотворение «Елге қайтқанда» – это мелодия тоски по родине раненого солдата. «Бесік жыры», «Сүйген сәулем», «Бөбегіме», «Жарға» – это стихи, рожденные из искренних чувств поэта. Говоря об искренности, нельзя не отметить, что политическая лирика поэта исходила из истинно поэтического сердца. Стихотворение «Бақыр ақша» из сборника является хорошим тому подтверждением. Идя по улице, он поднимает с земли медную монету, хоть и не имеющую большой денежной ценности.
Я подобрал, не бросил.
Чтобы не покрылась пылью;
Поскольку на моей медной монете, как герб СССР,
Были серп и молот.
Эти строки и сейчас, когда Советский Союз распался, не звучат неуместно. Ведь земля Союза была Родиной для всего советского народа, за которую он проливал кровь и искренне любил. В книгу «Адамгершілік жыры» вошла сокращенная литературная версия либретто, написанного в стихах для оперы. Либретто было удостоено третьей премии на конкурсе пьес по постановлению Совета Министров Казахской ССР в 1947 году. Однако композитора, который бы написал оперу на основе этого материала, не нашлось. Жизнь этого несколько примитивного мира, с бледными характерами, призванного показать, как добро может стать еще лучше, не продлилась долго. Многие из его стихов также постигла та же участь. Некоторые стихи
