Фото: Сайт проекта «Отбасы хрестоматиясы»
Беташар – один из обрядов казахов при привозе невесты. Невесту, сидящую под завесой, покрывают платком, и две самые близкие, уважаемые невестки в доме, где проходит той, выводят ее, поддерживая под руки. Поскольку беташар имеет большое воспитательное значение, строго учитывается, чтобы женщины, стоящие по обе стороны от невесты, не были вдовами, легкомысленными и т.п. Об этом беседовала корреспондент Ult.kz с автором проекта «Отбасы хрестоматиясы» Санжаром Керимбаем.
Через песню беташар новой невесте, которой открывают лицо, представляют свекра и свекровь, а также других членов семьи, и проводят обряд приветствия каждому из них в отдельности. Человек, принявший приветствие, называет подарок, который он дарит молодой невестке. Автор проекта «Отбасы хрестоматиясы» Санжар Керимбай говорит, что еще не видел и даже не слышал о беташаре, подобном казахскому.
Фото: kurmangazy.astr.muzkult.ru
«Я сам не видел беташар, подобный нашему, ни у азербайджанцев, ни у турок. Во времена Золотой Орды, в целом, казахи остались в «черном шаныраке». Более того, ученые говорят, что Ходжа Ахмет Ясави занимался адаптацией кочевых обычаев и традиций к религии. Поскольку Туркестан остался на территории Казахстана, я думаю, его влияние, культурное воздействие осталось в Казахстане.
Потому что я видел узбеков, но поскольку узбеки смешались с таджиками, перемешались с персоязычным народом, похоже, что у них эта традиция не сохранилась. Мои друзья-узбеки, живущие в Сайраме, когда брали невесту, приглашали, я ходил. У них при приветствии не проводят специального перечисления всего рода, начиная от предков, как у нас. С точки зрения содержания, эстетики, философии это не показалось очень глубоким. По сравнению с этим, форма казахского беташара красиво сформировалась: посадить в завесу сразу по приходе, не показывать невесту, на следующий день вывести перед уважаемыми людьми рода, затем провести приветствие, начиная от предков, поклониться всем, и в конце концов, дать благословение аксакалу, а затем открыть лицо свекрови – все это построено на красивом обычае», – говорит Санжар Керимбай.
По словам спикера, он жил в Турции и видел, как турки берут невесту. По его словам, ни у турок, ни у узбеков нет беташара, подобного казахскому.
«Я участвовал в тоях и у турок, и у узбеков, такого беташара там нет. Я не видел беташар у азербайджанцев, киргизов, но я и не слышал, что у них есть нечто подобное. Я также не видел видео. Исходя из этого, поскольку наш беташар связан с исламом, с точки зрения содержания, во время приветствия песня беташара начинается с Адама ата и Хауа ана. Заставляют произнести десять салават пророку. Поэтому я думаю, что наш вариант пропитан Кораном, обогащен философией Корана.
Я этнограф, который докапывается до сути, я постараюсь найти его историю. Надеюсь, многие прочита